Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Проповедь
в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых
(11 июня 2023 г.)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Святая Православная Церковь чествует Всех святых, своей жизнью и подвигами прославивших Бога. Если мы заглянем в церковный календарь, то увидим, что практически каждый день отмечается память одного, нескольких или даже многих святых. Обширная литература посвящена описанию их жизни и подвигов, например, многотомные Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского. Святых очень много, но не все они известны. В календаре и житиях говорится только о святых, канонизированных Церковью. Но не все святые канонизированы. Многие совершали свои подвиги в тайне, и имена их известны одному Богу. Поэтому Церковью установлен день памяти Всех святых как канонизированных, так и неизвестных.
Кто же такие святые, и почему Церковь чтит их память? Не следует думать, что святые – это некие безгрешные люди, подобные ангелам. Нет человека без греха. Сама природа человека повреждена грехом. И святые не являются исключением. Один из разбойников, распятый с Христом, очевидно, был великим грешником, приговоренным за свои преступления к столь страшной казни. Но даже в этих обстоятельствах он не впал в отчаяние, он уверовал в Господа Иисуса Христа, раскаялся в своих грехах, исповедал Его Богом: и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидеши в Царствие Твое! (Лк. 23:41-42). Ныне же будешь со Мною в раю, (Лк. 23:43) – ответил ему Иисус. Таким образом, великий грешник, разбойник только потому, что в столь страшных обстоятельствах проявил покаяние и любовь к Богу, первым из людей вошел в рай.
Именно горячая любовь к Богу отличает святых. Эта любовь выражается в том или ином служении Богу и, как мы уже как-то говорили, всегда сопряжена с жертвой. Различают несколько чинов святых и, соответственно, несколько образов служения Богу.
Апостолы – прямые ученики Спасителя, призванные Им лично, проповедавшие Евангелие, свидетельствовавшие о Христе, основавшие первые христианские Церкви. Большинство апостолов приняли мученическую смерть за Христа.
Равноапостольные – святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении к Христу целых стран и народов (например, равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, Константин и Елена, просветительница Грузии Нина, Мария Магдалина).
Преподобные – монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление преодолеть греховные страсти, «уподобиться Христу» и достигшие на этом пути известного совершенства.
Святители и преподобные – учители Церкви, развивавшие христианское богословие, боровшиеся с ересями, утверждавшие истинную веру.
Пророки еще в ветхозаветные времена возвещали народу волю Божию. Единственный новозаветный пророк Иоанн Креститель свидетельствовал о пришествии в мир Христа Спасителя.
Бессребреники отличались бескорыстным служением Богу и людям (например, святые врачи Косма и Дамиан, Пантелеимон Целитель).
Благоверные – цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры.
Мученики – святые, принявшие смерть за веру во Христа.
Юродивые, блаженные – святые, добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный).
Праведные – миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов – праотцев (Авраам, Иаков).
Таким образом, мы видим достаточно много образов служения Богу. Почитая память святых, Церковь призывает и нас уподобиться им и тоже послужить Богу, насколько это в наших силах. Не случайно в церковной традиции давать при крещении имена в честь святых, которые становятся для крещаемых небесными покровителями. Поэтому все мы сегодня именинники.
Святость обретается не без помощи благодати Духа Святаго. Поэтому и праздник День Всех святых установлен Церковью вскоре после праздника Сошествия Святаго Духа.
Святость является идеалом жизни для христианина. Как это отличается от все более распространяющихся ныне тенденций к удовольствиям, наслаждениям, гедонизму по принципу «бери от жизни все». Эти тенденции ведут мир к превращению в Содом и Гоморру, участь которых хорошо известна. Церковь, как может, противостоит этому. И мы, как верные чада Святой Православной Церкви, можем и должны содействовать этому противостоянию, полагаясь на пример и молитвы Всех святых. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.