История храма

Из документов истории…

Первые упоминания и начало строительства

Пустошь Губайлово, где впоследствии был построен Знаменский храм, впервые упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале XVII в. Тогда эти земли получил боярин Семён Васильевич Волынский от царя Михаила Романова. Род Семёна Волынского восходит к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынскому (соратнику Святого благоверного князя Димитрия Донского).

Затем земли перешли во владение к его племяннику Ивану Федоровичу Волынскому. Иван Федорович и построил в 1683 году скромную церковь с небольшой трапезной и колокольней в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была исполнена в ярусной композиции «восмерик на четверике», которая получила в дальнейшем широкое распространение, а для того времени она была редкостью.

Перестройка храма

Потомок Волынского Долгоруков-Крымский Василий Михайлович, видный военный деятель Екатерининской эпохи и губернатор Москвы, построил вокруг храма усадьбу Знаменское-Губайлово, а в 1771 году перестроил Знаменскую церковь. Автором построек XVIII века классического образца провинциальной усадьбы, возможно, был один из московских зодчих, так как дом в Знаменском-Губайлове, в определенной степени повторял столичный особняк князя В.М. Долгорукова-Крымского на Большой Дмитровке, ныне известного как Дом Союзов с известным Колонным залом.

Сохранилось описание Знаменского храма:

«Он был мал. По своей форме был устроен в виде креста. Средняя часть храма представляла собой высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою гранёною луковичной главой с узенькой шейкой.»

Знаменская церковь выделялась среди группы храмовых зданий ярусного типа строгостью композиций и подчеркнутым вертикализмом, что было навеяно, очевидно, деревянным зодчеством древней Руси.

Храм был освящён в 1773 году.

Новые владельцы и новый облик

После смерти В.М. Долгорукова-Крымского из-за недостаточного внимания наследников к усадьбе Знаменское-Губайлово постепенно приходило в упадок.

В течение второй половины XIX века усадьба Знаменское-Губайлово переходит от одних владельцев к другим. В 1885 году ее приобретает Александр Яковлевич Поляков, купец, меценат, промышленник. Новый владелец в 1905 году перестраивает Знаменскую церковь в неорусском стиле, что придает храму неповторимый колорит русского узорочья. И эту реконструкцию Знаменского храма мы наблюдаем сегодня.

После революции

После революции 1917 года для Знаменской церкви и усадьбы наступили трудные времена, были изъяты все ценные вещи в пользу голодающих. Однако службы в храме продолжались до начала 1930-х годов.

Без регулярного ремонта здание ветшало, и вскоре были разрушены восьмерик, колокольня, каменная ограда, уничтожено убранство, значительные повреждения получила часовня-усыпальница, был осквернен и разорен некрополь. В итоге храм окончательно закрыли, а в здании оборудовали общежитие.

В 1950-1970-х годах в здании Знаменского храма располагались Госбанк и Красногорская районная типография. Последним «хозяином» помещения в 1980-е годы стало Красногорское бюро путешествий и экскурсий.

Возрождение

В октябре 1993 года, после возвращения Знаменского храма Русской Православной Церкви, здесь возобновились богослужения. Они проходили поначалу в полуразрушенной часовне Поляковых. Во время богослужений люди в любую погоду стояли на улице, потому что маленькая часовня не могла вместить всех верующих.

Зимой 1994 года богослужения стали, наконец, совершаться в самой Знаменской церкви. При поддержке благотворителей в храме начались ремонтно-восстановительные работы.

Общий художественный образ возрожденного Знаменского храма приобрел черты единого художественного ансамбля — как снаружи, так и внутри. Едва ли не главное место в возрожденном Знаменском храме сегодня занимает уникальный интерьер с мозаиками в русско-византийской традиции, включающий мозаичные иконы.