Проповедь
на Рождество Богородицы
(21 сентября 2024 г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Как мы верим, Бог сотворил этот мир, насадил в нем райский сад, сотворил человека и поселил его в этом раю. Однако человек согрешил и был изгнан из рая в мир сей, мир, падший по вине человека, чтобы в поте лица (Быт. 3:19) добывать себе хлеб. Люди заселили землю. Но грех, укоренившийся в природе человека, способствовал умножению в мире зла. Войны, болезни, убийства и грабежи, предательства и тому подобные явления наполнили этот мир, делая справедливыми слова апостола Иоанна Богослова: весь мир лежит во зле (1Ин. 5:19). Но Бог не оставил человека, Свое любимое творение. Желая ему спасения, Господь невидимой рукой направляет его на путь добра. Именно для этой цели Господь вдохновлял пророков, которые возвещали народу Божию волю.
Однако для спасения человека и всего мира этого было недостаточно. Нужна была жертва Самого Бога. И, как мы знаем, Бог принес эту жертву: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Господь наш Иисус Христос Сын Божий, второе Лицо Бога Троицы воплотился, стал человеком и принес Себя в жертву на Кресте за грехи людей.
Но чтобы стать человеком, Господь должен был родиться от земной женщины. И, конечно, не любая женщина могла быть достойна стать Матерью Бога. Еще в VIII веке до Рождества Христова пророк Исаия предсказал: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14), что значит: с нами Бог (Мф. 1:23), – добавляет евангелист Матфей. С тех пор люди ждали явления Мессии.
И вот, это время приблизилось. Святые праведные Иоаким и Анна, хотя и происходили Иоаким от царского рода Давида, а Анна от архиерейского рода Аарона, жили скромно в небольшом городе Назарете. Прожив в браке до преклонных лет, они не имели детей. Они весьма скорбели об этом, так как безчадие у древних иудеев считалось наказанием Божиим. Они горячо молились о даровании им дитя, обещая посвятить его Богу. Их молитва была услышана. У них родилась дочь. Когда Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна во исполнение своего обещания привели Ее в Иерусалимский храм. Там Она воспитывалась до обручения Ее с праведным Иосифом. В его доме в том же городе Назарете ангел принес Ей благую весть. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:30-33). Так исполнилось предназначение Девы Марии. И Она приняла его, ответив Ангелу: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Она стала Богородицей, Матерью Бога на земле, вратами, через которые Бог пришел в этот мир.
Чудесным образом произошло Рождество Богородицы. Она родилась у благочестивых родителей праведных Иоакима и Анны, которые в их преклонном возрасте были далеки от возможных греховных страстей молодости. Они хотели лишь одного, чтобы Господь даровал им дитя, чтобы посвятить его Богу. Чудесным образом Первосвященник ввел Ее в Святое Святых, где Она проводила много времени в молитве и чтении Святого Писания. Чудесным образом Она, будучи Девой, получила благую весть о рождении у Нее Сына от Духа Святаго. Чудесным образом Она родила Сына, оставаясь прежде Рождества и по Рождестве Девой. Всю Свою жизнь Пресвятая Дева посвятила беззаветному служению Своему Божественному Сыну, став и свидетельницей Его крестной смерти. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк.2:35), – сказал Ей праведный старец Симеон, когда Иосиф и Мария принесли в храм младенца Иисуса, предвозвещая Ей страдания Матери, видящей умирающего на Кресте Сына. Она до самого Своего Успения вместе с апостолами несла Свое служение и предала душу в руки Своему Божественному Сыну.
Пресвятая Богородица особенно близка сердцу каждого христианина. Да, Она святая, мы Ее почитаем как «честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м». Но Она – земная женщина, Она – Мать. Этим она близка каждому из нас. Иногда, не дерзая обращаться напрямую к Богу, мы молимся Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». И мы верим, что, если Пречистая попросит о нас Своего Божественного Сына, Он не откажет Ей. Мы верим, что и сейчас Пресвятая Дева в Царстве Божием, Царстве Христовом несет Свое служение и является Заступницей Усердной рода человеческого. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.