Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Проповедь

в праздник Преображения Господня

(19 августа 2022 года).

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Православная Церковь отмечает один из своих главных двунадесятых праздников Преображение Господне. Евангелие так описывает это событие: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17:1-3).

Что же это за свет, которым просияло лице Спасителя, и почему это событие так важно? Мы знаем, что в Господе Иисусе Христе были соединены две природы: Божеская и человеческая. Во время Своего общения с учениками Господь являл им только Свою человеческую природу. Но по прошествии дней шести с того времени как Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф.16:21), Господь преобразился перед Петром, Иаковом и Иоанном, показав им Свою Божественную природу. Таким образом, Фаворский Свет, осиявший лице Спасителя, есть Нетварный Свет Его Божественного Естества.

«Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века», — говорится в православном Символе веры. Но что это за жизнь будущего века, и какова она после воскресения мертвых? Бог сотворил мир совершенным, поселил человека в раю. Но человек согрешил. Из-за греха человека зло пришло в мир. Мир пал вместе с человеком, стал миром  во зле (1 Иоанн. 5:19). Человек исшел «из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь … и мы, далеко отплывшие от великого Бога, опять не без труда совершаем вожделенное плавание», — говорит святитель Григорий Богослов в слове «О промысле».

Человек тоскует по утраченному раю: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!» (Стихира на Господи, воззвах на воспоминание Адамова изгнания), стремится вернуться к райской жизни, не без труда совершая «вожделенное плавание».

Однако вряд ли человек может войти в рай таким же, каким он живет здесь на земле, в этом падшем мире с тленной плотью, отягощенный грехом. Очевидно, в рай может войти только человек преображенный. Это преображение и явил Господь на Фаворе.

Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Но грех исказил образ Божий в человеке. Своим Преображением Господь показывает человеку возможность восстановить богообразие человеческого естества. Но грех, глубоко вошедший в природу человека, препятствует этому. Человек никак не участвовал в процессе своего творения, это была исключительно воля Божия. Теперь же для восстановления первообраза человек должен немало потрудиться, противостоять греху, стремиться к совершенству, преобразовывать себя. Господь Своим учением, евангельскими заповедями указал путь к этому. Господь учредил Церковь в помощь на этом пути. Следование евангельским заповедям, противостояние греху, покаяние, благодатная помощь церковных таинств, — все это дает возможность человеку с благодатью и помощью Божией преобразиться и преобразить свою жизнь уже здесь на земле, а также надежду на преображение для жизни вечной. Аминь.

Протоиерей Михаил Захаров.