Пояснительная записка

Ансамбль барабанщиков является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и дисциплины. Значение термина «ансамбль»: ансамбль это небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т. д.

Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом – организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения. Подбадривает, организует.


Цели программы

Cпособствовать развитию творческих способностей личности в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.


Задачи программы

  • обучение основам музыкальной грамоты;
  • приобретение навыков игры на малом барабане, большом барабане, маршевых томах и других ударных инструментах;
  • обучение базовым хореографическим элементам, необходимым в дефиле;
  • развитие музыкально-ритмического слуха;
    воспитание чувств коллективизма, ответственности, взаимопомощи и поддержки, терпения и выносливости;
  • воспитание сценической культуры.

Длительность программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, с общим количеством часов – 238.
Занятия проводятся:
1-й год обучения — индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу
2-й год обучения — индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 часу; игра в ансамбле 1 раз в неделю по 1 часа
3-й год обучения – игра в ансамбле 2 раза в неделю по 1,5 часа

В коллектив принимаются все желающие. Желательно, чтобы подросток умел играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические навыки и умения, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
Результаты учитываются применительно к отдельной личности в зависимости от индивидуального характера и качества усвоения знаний, умений и навыков.

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • что такое метр, ритм, метроном;
  • динамические оттенки (нюансы);
  • разновидности ударных инструментов.

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения, основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте.


Формирование исполнительского аппарата

Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приемов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твердо знать психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы).


Работа над упражнениями и этюдами

Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения.


Работа над произведениями

Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведения с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.


Ансамблевая подготовка

Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа.


Музыкально-теоретические сведения

Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.


Итоговый отчетный концерт

Составление программы, отбор исполнителей. Репетиции. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений. Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.

Литература

Для учащихся

  1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211.
  2. Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М., «Просвещение», 1995.
  3. Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. ч 1. М., 1979.

Для учителя

  1. Андреев Е. «Ударные инструменты современного симфонического оркестра» — Киев, 1990.
  2. Биберган В. «К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки» -Москва, 1990.
  3. Головко С. «К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах» — Москва, 1989.
  4. Денисов Э. «Ударные инструменты в современном оркестре» — М., 1982.
  5. Дмитриев Г. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние» — М., 1980.
  6. Зиневич В., Борин В. «Курс игры на ударных инструментах» — П., 1980.
  7. Ковалевский М. «Аппликатурные приемы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле» — М., 1980.
  8. Макиевский С. «Техника игры на ударном инструменте» — Киев, 1990.
  9. Парамонов В. «Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре» — М., 1984.