Пояснительная записка

Образовательно-воспитательная программа «Основы православной культуры и нравственности» направлена на формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (5–8 лет).


Цели программы

Целостное духовно-нравственное развитие личности через приобщение детей  к основам православной культуры и церковной жизни.


Задачи программы

Обучающие:

  • ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни;
  • познакомить ребят с основными событиями Нового Завета;
  • способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам подвига благочестия;
  • дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;
  • раскрыть основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия;
  • приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и исторических лиц, образцов церковного православного и народного искусства;
  • помочь детям освоить духовно-нравственные категории: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и т.д.

Развивающие:

  • содействовать сохранению духовного, психического и физического здоровья ребенка;
  • оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;
  • содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства;
  • помочь в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия;
  • развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и умения делать самостоятельный нравственный выбор;
  • содействовать развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;
  • содействовать развитию ручных умений при работе с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами
  • содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, почтения и любви к родителям и всем людям;
  • формировать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, адекватному проявлению этих чувств.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, благоговения к святыням;
  • воспитывать культуру заботливого отношения к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;
  • воспитывать послушание, желание подражать благим образцам, жить по совести;
  • формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

Дидактические принципы

  • уважительное отношение к личности ребенка;
  • создание для занятий детей комфортной обстановки;
  • формирование положительного отношения к учению, уважения и доверия к священнику и педагогу;
  • создание интереса к православной культуре, традициям и обычаям верующего русского народа

Педагогические принципы

  • принципы духовно-нравственного воспитания (основной принцип духовно-нравственного воспитания – построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила – «Уклонись от зла и сотвори благо»);
  • гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним);
  • природосообразностъ (воспитание основывается на понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с Законами Божественного мироустройства) развития человека сообразно его полу и возрасту);
  • кулътуросообразностъ (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и православной веры);
  • религиозный характер образования и соблюдение законности (соответствие действующему законодательству Российской Федерации);
  • принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор);
  • сотворчество педагога, родителей и детей.

Календарный план 1 год обучения

№ 

Тема

Кол-во часов

Дата

  Вводное занятие 2 12.09.20
1 Мир вокруг нас 16  
1.1
1.2
1.3
1.4
Человек в мире: «Душа и разум».
Человек вместе с другими: «Не желай людям зла».
Человек – венец творения: «Человек и наука, человек и природа, человек и Бог».
Жизнь человека: «Кто такие святые люди? «Что значит покаяться?» Смерть праведного и грешного
3
4
5
4
19.09.20
26.09.20
03.10.20
10.10.20
17.10.20
24.10.20
31.10.20
07.11.20
2. Иисус Христос – Сын Божий 14  
2.1
2.2
2.3
Кто такой – Иисус Христос?
Что такое образ? Что значит «умиление»? Иисус Христос – Бог и Че-ловек.
Иису Христос – Спаситель. Главные вехи жизни Христа на земле.
Иисус Христос – Сын Божий.
3
4
7
14.11.20
21.11.20
28.11.20
05.12.20
12.12.20
26.12.20
02.01.21
3. Знакомство с Библией. Сотворение мира 14  
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Понятие о Троице. Бог – творец мира.
Сотворение неба – невидимого мира.
Первый день творения.
Второй день творения
Третий день творения.
Четвертый день творения.
Пятый день творения.
Шестой день творения
4
4
2
2
2
09.01.21
16.01.21
23.01.21
30.01.21
06.02.21
13.02.21
20.02.21
4. Евангелие 4  
4.1
4.2.
Евангелие – книга на все времена.
О чем рассказывает «Книга книг».
2
2
27.02.21
06.03.21
5. Церковь и храм 16  
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
Для чего нам нужна церковь?
Как вести себя в церкви
Молитва
Первые понятия о богослужении
Православные иконы
Понятие о священстве
2
4
2
4
2
2
13.03.21
20.03.21
27.03.21
03.04.21
10.04.21
17.04.21
24.04.21
6. Круг церковных праздников 4  
6.1 Рассказ о церковных праздниках. 4 08.05.21
15.05.21
7. Итоговое занятие 2 22.05.21
  Всего часов: 72  

Календарный план 2-й год обучения

Тема

Кол-во часов

Дата

  Вводное занятие 2 12.09.20
1 Мир вокруг нас 16  
1.1 Как устроен человек 4 19.09.20
1.2 Бог-Творец красивого мира 2 26.09.20
1.3 Добро и зло 2 03.10.20
1.4 Любовь и наказание 2 10.10.20
1.5 Грех непослушания 2 17.10.20
1.6 Покаяние и прощение 2 24.10.20
1.7 Итоговое занятие 2 31.10.20
2. Иисус Христос – Сын Божий 18  
2.1 Земная жизнь Спасителя 5 14.11.20
21.11.20
2.2 Спасительная миссия Иисуса Христа 4 28.11.20
05.12.20
2.3 Десять заповедей Закона Божьего 2 12.12.20
2.4 Девять заповедей блаженств 2 26.12.20
2.5 Любовь-главный завет любви Иисуса Христа. 3 02.01.21
2.6 Что значит – жить по Христу 2 09.01.21
3. Знакомство с Библией 12  
3.1 Грехопадение Адама. Изгнание первых людей из рая. Каин и Авель 2 16.01.21
3.2 Всемирный потоп. Праведный Ной 2 23.01.21
3.3 Пророки Илия, Иона 2 30.01.21
3.4 Праведный Авраам 2 06.02.21
3.5 История Иосифа 2 13.02.21
3.6 Псалтирь. Царь Давид 2 20.02.21
4. Евангелие 10  
4.1 Евангельские чудеса и притчи И.Христа 5 27.02.21
06.03.21
13.03.21
4.2 Главные события Евангелия 5 20.03.21
27.03.21
5. Церковь 6  
5.1 Святые угодники Божии 4 03.04.21
10.03.21
5.2 Пост и молитва 2 17.03.21
6. Круг церковных праздников 6  
6.1 Праздники Господа, Богородицы, памяти святым и событиям христианской истории 6 24.04.21
08.05.21
15.05.21
7. Итоговое занятие 2 22.05.21
  Всего часов: 72