Пояснительная записка
Образовательно-воспитательная программа «Основы православной культуры и нравственности» направлена на формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (5–8 лет).
Цели программы
Целостное духовно-нравственное развитие личности через приобщение детей к основам православной культуры и церковной жизни.
Задачи программы
Обучающие:
- ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни;
- познакомить ребят с основными событиями Нового Завета;
- способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам подвига благочестия;
- дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;
- раскрыть основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия;
- приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и исторических лиц, образцов церковного православного и народного искусства;
- помочь детям освоить духовно-нравственные категории: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и т.д.
Развивающие:
- содействовать сохранению духовного, психического и физического здоровья ребенка;
- оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;
- содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства;
- помочь в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия;
- развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и умения делать самостоятельный нравственный выбор;
- содействовать развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;
- содействовать развитию ручных умений при работе с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами
- содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, почтения и любви к родителям и всем людям;
- формировать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, адекватному проявлению этих чувств.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, благоговения к святыням;
- воспитывать культуру заботливого отношения к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;
- воспитывать послушание, желание подражать благим образцам, жить по совести;
- формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
- воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
Дидактические принципы
- уважительное отношение к личности ребенка;
- создание для занятий детей комфортной обстановки;
- формирование положительного отношения к учению, уважения и доверия к священнику и педагогу;
- создание интереса к православной культуре, традициям и обычаям верующего русского народа
Педагогические принципы
- принципы духовно-нравственного воспитания (основной принцип духовно-нравственного воспитания — построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила — «Уклонись от зла и сотвори благо»);
- гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним);
- природосообразностъ (воспитание основывается на понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с Законами Божественного мироустройства) развития человека сообразно его полу и возрасту);
- кулътуросообразностъ (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и православной веры);
- религиозный характер образования и соблюдение законности (соответствие действующему законодательству Российской Федерации);
- принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор);
- сотворчество педагога, родителей и детей.
Календарный план 1 год обучения
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
---|---|---|---|
Вводное занятие | 2 | 12.09.20 | |
1 | Мир вокруг нас | 16 | |
1.1 1.2 1.3 1.4 |
Человек в мире: «Душа и разум». Человек вместе с другими: «Не желай людям зла». Человек – венец творения: «Человек и наука, человек и природа, человек и Бог». Жизнь человека: «Кто такие святые люди? «Что значит покаяться?» Смерть праведного и грешного |
3 4 5 4 |
19.09.20 26.09.20 03.10.20 10.10.20 17.10.20 24.10.20 31.10.20 07.11.20 |
2. | Иисус Христос — Сын Божий | 14 | |
2.1 2.2 2.3 |
Кто такой – Иисус Христос? Что такое образ? Что значит «умиление»? Иисус Христос – Бог и Че-ловек. Иису Христос – Спаситель. Главные вехи жизни Христа на земле. Иисус Христос – Сын Божий. |
3 4 7 |
14.11.20 21.11.20 28.11.20 05.12.20 12.12.20 26.12.20 02.01.21 |
3. | Знакомство с Библией. Сотворение мира | 14 | |
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 |
Понятие о Троице. Бог – творец мира. Сотворение неба — невидимого мира. Первый день творения. Второй день творения Третий день творения. Четвертый день творения. Пятый день творения. Шестой день творения |
4 4 2 2 2 |
09.01.21 16.01.21 23.01.21 30.01.21 06.02.21 13.02.21 20.02.21 |
4. | Евангелие | 4 | |
4.1 4.2. |
Евангелие – книга на все времена. О чем рассказывает «Книга книг». |
2 2 |
27.02.21 06.03.21 |
5. | Церковь и храм | 16 | |
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 |
Для чего нам нужна церковь? Как вести себя в церкви Молитва Первые понятия о богослужении Православные иконы Понятие о священстве |
2 4 2 4 2 2 |
13.03.21 20.03.21 27.03.21 03.04.21 10.04.21 17.04.21 24.04.21 |
6. | Круг церковных праздников | 4 | |
6.1 | Рассказ о церковных праздниках. | 4 | 08.05.21 15.05.21 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 22.05.21 |
Всего часов: | 72 |
Календарный план 2-й год обучения
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
---|---|---|---|
Вводное занятие | 2 | 12.09.20 | |
1 | Мир вокруг нас | 16 | |
1.1 | Как устроен человек | 4 | 19.09.20 |
1.2 | Бог-Творец красивого мира | 2 | 26.09.20 |
1.3 | Добро и зло | 2 | 03.10.20 |
1.4 | Любовь и наказание | 2 | 10.10.20 |
1.5 | Грех непослушания | 2 | 17.10.20 |
1.6 | Покаяние и прощение | 2 | 24.10.20 |
1.7 | Итоговое занятие | 2 | 31.10.20 |
2. | Иисус Христос – Сын Божий | 18 | |
2.1 | Земная жизнь Спасителя | 5 | 14.11.20 21.11.20 |
2.2 | Спасительная миссия Иисуса Христа | 4 | 28.11.20 05.12.20 |
2.3 | Десять заповедей Закона Божьего | 2 | 12.12.20 |
2.4 | Девять заповедей блаженств | 2 | 26.12.20 |
2.5 | Любовь-главный завет любви Иисуса Христа. | 3 | 02.01.21 |
2.6 | Что значит – жить по Христу | 2 | 09.01.21 |
3. | Знакомство с Библией | 12 | |
3.1 | Грехопадение Адама. Изгнание первых людей из рая. Каин и Авель | 2 | 16.01.21 |
3.2 | Всемирный потоп. Праведный Ной | 2 | 23.01.21 |
3.3 | Пророки Илия, Иона | 2 | 30.01.21 |
3.4 | Праведный Авраам | 2 | 06.02.21 |
3.5 | История Иосифа | 2 | 13.02.21 |
3.6 | Псалтирь. Царь Давид | 2 | 20.02.21 |
4. | Евангелие | 10 | |
4.1 | Евангельские чудеса и притчи И.Христа | 5 | 27.02.21 06.03.21 13.03.21 |
4.2 | Главные события Евангелия | 5 | 20.03.21 27.03.21 |
5. | Церковь | 6 | |
5.1 | Святые угодники Божии | 4 | 03.04.21 10.03.21 |
5.2 | Пост и молитва | 2 | 17.03.21 |
6. | Круг церковных праздников | 6 | |
6.1 | Праздники Господа, Богородицы, памяти святым и событиям христианской истории | 6 | 24.04.21 08.05.21 15.05.21 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 22.05.21 |
Всего часов: | 72 |