Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Мозаика» имеет художественную направленность и знакомит с изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. Программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность и направлена на формирование готовности и способности детей к реализации своего творческого потенциала средствами декоративно-прикладного творчества.
Мозаика — интересный вид художественной деятельности -это способ работы с цветными кусочками различных материалов: смальта, ракушки, глина и другой природный материал. За период обучения дети приобретают определенные знания и умения: о предметах труда, о физических, технологических свойствах данных материалов; знания и умение пользоваться обработочными инструментами, знание правил пользования инструментами, правил техники безопасности, умение планировать трудовой процесс.
Цели программы
Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, через знакомство с основами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучение различным приемам и разным видам работы с бумагой, с природным материалом, с тканью.
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами;
- организация деятельности по изучению и закреплению навыков к порядку выполнения работы;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- формирование умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
- создание условий для развития композиционных умений: умений составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
- развитие положительных эмоций, волевых и трудовых качеств учащихся, таких как самостоятельность, инициативность и творческий подход;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения;
- развитие эстетического восприятия;
- развитие познавательной активности, исследовательских навыков.
- развитие моторики рук, глазомера.
Воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
- создавать творческую;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- обеспечение условий для воспитания эстетического мировосприятия;
- обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся, их аккуратности, трудолюбия, интереса к занятиямограмма основана по сквозным образовательным линиям с основным образованием:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- технология;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техник декоративно-прикладного искусства.
Календарный план 1 год обучения
№ |
Тема |
Кол‑во часов |
Дата |
---|---|---|---|
I | Мозаика из природных материалов: из семян и круп, засушенных листьев. | 20 | |
1 | Природа и творчество. Природные материалы. Презентация лучших поделок из природных материалов. | 1 | 12.09.20 |
2 | Композиция из листьев. Что такое композиция? Использование листьев разных форм и размеров. | 3 | 12.09.20 19.09.20 |
3 | Природные материалы – приятные на ощупь и интересные в игре. Игра в Золушку (сито, разные структуры круп), Поиск сокровищ в крупе, в горохе. | 4 | 26.09.20 03.10.20 |
4 | Природные материалы, как их соединить? Основа и скрепляющее средство, их виды и свойства | 4 | 10.10.20 17.10.20 |
5 | Семена и фантазии. Особенности работы с семенами разного размера | 3 | 24.10.20 31.10.20 |
6 | Объемная мозаика из природных материалов большого размера. (Кленовые семена, шишки, веточки, сухоцветы, бобы, фасоль, перья). | 5 | 07.11.20 14.11.20 |
II | Мозаика из пластилина | 9 | |
1 | Материалы для лепки. Мягкий, твердый, упругий – особенности работы. | 1 | 21.11.20 |
2 | Что может пластилин? Презентация поделок из пластилина, мультфильм «Пластилиновая ворона». Сказочные герои из пластилина. | 2 | 21.11.20 |
3 | Возможности пластилина, сочетание по цвету, переход цвета, создание нового образа и цвета. Плоскостная композиция. | 3 | 28.11.20 05.12.20 |
4 | Сотрудничество пластилина с другими природными и канцелярскими материалами. Объемная композиция. | 3 | 05.12.20 12.12.20 |
III | Мозаика и аппликация из бумаги (все виды) | 38 | |
1 | Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги, особенности работы с разновидностями бумажной продукции. | 1 | 26.12.20 |
2 | Основные приемы работы с картоном и цветной бумагой. Аппликация про животных. | 3 | 02.01.21 09.01.21 |
3 | Окраска и декоративная обработка бумаги. Изменение структуры и возможностей работы с бумагой. Объемная аппликация. | 3 | 09.01.21 16.01.21 |
4 | Гофрированная бумага, разновидности по плотности, упругости, размерам. Поделки для дома. | 6 | 23.01.21 30.01.21 06.02.21 |
5 | Плоскостные композиции из бумаги, художественное вырезание. | 9 | 13.02.21 20.02.21 27.02.21 06.03.21 13.03.21 |
6 | Мозаика из бумаги. Отрывная мозаика, Мозаика из геометрических фигур, мозаика из фантиков, мозаика с использованием бумаги разной плотности. | 16 | 20.03.21 27.03.21 03.04.21 10.04.21 17.04.21 08.05.21 15.05.21 22.05.21 |
IV | Итоговая аттестация | 2 | 29.05.21 |
V | Резервные часы по подготовке к конкурсам, выставкам | 2 | |
Итого | 72 |
Календарный план 2 год обучения
№ |
Тема |
Кол‑во часов |
Дата |
---|---|---|---|
I | Бумагопластика. | 62 | |
1 | Плетение — поделки из полосок бумаги. Заготовка полос. Основные приемы плетения. Плетение. |
10 | 12.09.20 19.09.20 26.09.20 03.10.20 10.10.20 |
2. | Мозаика из салфеток(комочком). Нарезка квадратиков. Изготовление базовых элементов. Наклеивание элементов. Соединение несколько элементов в одну деталь. |
16 | 03.10.20 10.10.20 17.10.20 24.10.20 31.10.20 07.11.20 14.11.20 21.11.20 |
3. | Мозаика из салфеток и гофрированной бумаги в технике «Торцевание». Нарезка квадратиков. Изготовление базовых элементов. Наклеивание элементов. Соединение несколько элементов в одну деталь. |
26 | 24.10.20 31.10.20 07.11.20 14.11.20 21.11.20 28.11.20 05.12.20 |
4. | Карнавальные маски из бумаги. Работа с шаблонами и бумагой разной текстуры. | 10 | 28.11.20 05.12.20 12.12.20 26.12.20 |
II | Волшебная пуговка | 28 | |
1. | Простые узоры. Работа с разными видами пуговиц. Создание зимней сказки из пуговиц. Плоскостные и объемные мозаичные аппликации. Игра «Найди пуговку (по цвету, форме, величине, материалу)». | 14 | 02.01.21 09.01.21 16.01.21 23.01.21 30.01.21 06.02.21 |
2. | Создание объемной открытки «Зимняя ночь» из пуговиц. Игра «Составь картину». | 5 | 30.01.21 06.02.21 |
3. | Украшения из разноцветных пуговиц (браслеты, бусы, серьги). Игра «Найди пару», «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица». | 9 | 06.02.21 13.02.21 20.02.21 |
III | Курица или яйцо? | 49 | |
1. | Конструирование курицы и петушка из подручного материала. Петушок из яичной основы, курочка из бумаги разной плотности. Инсценировка сказки, презентация «Домашние птицы», Игра «А на нашем, на дворе» | 14 | 27.02.21 06.03.21 13.03.21 20.03.21 27.03.21 03.04.21 10.04.21 |
2. | Мозаика из яичной скорлупы. Панно – особенности работы и требования к изделию. | 25 | 27.02.21 06.03.21 13.03.21 20.03.21 27.03.21 03.04.21 10.04.21 |
3. | Поделки – подставка под яйца. Формы и размеры – особенности материала. | 3 | 03.04.21 10.04.21 |
4. | Яйцо из природных материалов. | 5 | 10.04.21 17.04.21 08.05.21 |
5. | Букет из перьев куры. | 2 | 15.05.21 |
IV | Итоговая аттестация | 2 | 22.05.21 |
V | Резервные часы по подготовке к конкурсам, выставкам | 2 | 29.05.21 |
Итого: | 144 |
Календарный план 3 год обучения
№ |
Тема |
Кол‑во часов |
Дата |
---|---|---|---|
I | Что такое кинусайга? История возникновения техники кинусайга. | 5 | |
1. | История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие и ее виды. Видео – презентация «разновидности ткани». | 3 | 12.09.20 19.09.20 |
2. | Техника «кинусайга» правила и особенности работы. Презентация. Выполнение простого задания. | 2 | 19.09.20 |
II | Изготовление плоского панно в технике кинусайга | 28 | |
1. | Работа над панно «Фрукты – овощи». Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. | 8 | 26.09.20 03.10.20 10.10.20 17.10.20 |
2. | Использование разных видов ткани в работе для объемного изображения. Работа над панно «Подарок маме». Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. | 10 | 10.10.20 17.10.20 24.10.20 31.10.20 07.11.20 |
3. | Свет и тень – использование контрастных тканей в работе над панно «Вечерний этюд». Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. | 10 | 24.10.20 31.10.20 07.11.20 14.11.20 |
III | Изготовление объемного панно в технике кинусайга | 27 | |
1. | Кинусайга с использованием добавочного материала – вата, поролон и прочее. Работа над панно «Сказочный мир». Видео-презентация лучших работ. Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. | 12 | 21.11.20 28.11.20 05.12.20 12.12.20 26.12.20 02.01.21 |
2. | Декорирование панно (бисер, пайетки, нитки). Презентация. | 3 | 26.12.20 02.01.21 |
3. | Усложнение деталей картины. Работа над панно «Зимний пейзаж». Использование тканей близких по цвету для создания светотени и объемного образа. Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. | 12 | 02.01.21 09.01.21 16.01.21 23.01.21 30.01.21 |
IV | Объемные фигуры в технике кинусайга. | 78 | |
1. | Работа над новогодними игрушками в технике кинусайга. Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. | 10 | 02.01.21 09.01.21 16.01.21 23.01.21 30.01.21 |
2. | Декорирование новогодней игрушки (бисер, пайетки, нитки). Украшение новогоднего праздника. Игра «Мы творили чудеса». | 4 | 23.01.21 30.01.21 |
3. | Объемные цветы. Работа над объемным панно «Цветы для мамы». Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. | 12 | 06.02.21 13.02.21 20.02.21 |
4. | Создание пасхального яйца в технике кинусайга. Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. | 12 | 27.02.21 06.03.21 13.03.21 20.03.21 27.03.21 |
5. | Декорирование пасхального яйца нитками, бисером, пайетками. | 4 | 13.03.21 20.03.21 |
6. | Работа над объемным панно «Вербное воскресенье». Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. | 14 | 27.02.21 06.03.21 13.03.21 20.03.21 27.03.21 |
7. | Декорирование панно нитками, бисером, пайетками. | 4 | 20.03.21 27.03.21 |
8. | Композиция в технике кинусайга «Голубь мира». Совместная работа. Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. | 18 | 03.04.21 10.04.21 17.04.21 08.05.21 15.05.21 |
V | Итоговая аттестация | 2 | 22.05.21 |
VI | Резервные часы по подготовке к конкурсам, выставкам | 2 | 29.05.21 |
Итого: | 144 |