Проповедь
в неделю о мытаре и фарисее
(13 января 2022 г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня особый день в богослужебном круге православной Церкви. Приближается время Великого поста, и за три недели до его начала Церковь приступает к подготовке своих чад к этому важному этапу в жизни каждого христианина. Начинается служба по Триоди Постной, и уже на всенощном бдении мы молились: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Великий пост – это время покаяния, молитвы, воздержания, время особого предстояния христианина перед Богом, и Церковь уже настраивает нас на покаянный лад. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Фес. 5:16-18) – говорит апостол Павел. Однако непросто исполнить этот завет апостола. Непрестанная молитва – это дар Божий, доступный немногим, а, может быть, недоступный никому. Поэтому Церковь установила для своих чад особые периоды, посты, чтобы хотя бы в это время мы могли в большей степени сосредоточиться на молитве, воздержании, покаянии и тем самым приблизиться к исполнению слов апостола.
Определенные ограничения в пище, развлечениях, более усердная молитва и т.п. во время Великого поста требуют некоторых духовных усилий от христианина. И Церковь готовит его к этому. Седмица мытаря и фарисея – сплошная, нет поста в среду и пятницу, что дает некое послабление в преддверии Великого поста. Сырная седмица перед самым постом тоже сплошная, но уже с отказом от мяса, что способствует более плавному вхождению в Великий пост.
Великий пост – время усердной молитвы. Но как нужно молиться? И здесь Церковь готовит нас. Сегодняшнее евангельское чтение дает ответ на этот вопрос: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:10-14).
Здесь мы видим два образа молитвы. Фарисей благодарит Бога, что вроде бы хорошо. Но при этом он превозносит себя, похваляется своими добродетелями. Да, он делает все это: постится, отдает десятину, как и должно. Но он относится к этому не как к должному, а как к своим заслугам, что сводит на нет всю пользу для его души от этих «добродетелей». Добрые дела должно делать. Но многое зависит от нашего отношения к ним. Если мы, подобно фарисею, превозносимся своими добродетелями, не будет нам в том никакой пользы. К тому же он осуждал других людей и молящегося неподалеку мытаря, считая себя выше их, что еще усугубляло его грех ибо, как сказал Господь: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Так что не всякая молитва полезна. Молитва фарисея, в которой он превозносил себя и осуждал других, не принесла ему большой пользы.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). Мытари, сборщики податей, вероятно, нередко злоупотребляли своим положением и считались среди иудеев особыми грешниками. Но нет человека без греха. И этот мытарь, очевидно, сознавал свои грехи. Мы видим его смирение: он стоял вдали и не смел даже поднять глаз на небо. Мы видим его искреннее покаяние: он сознает себя грешником и просит милости. Как это отличается от молитвы фарисея! И этот мытарь, как говорит Господь, пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).
И мы, вознося наши молитвы к Богу, будем стараться не уподобляться фарисею с его похвальбой и осуждением, а возьмем пример смирения и покаяния с молитвы мытаря. Аминь.

Протоиерей Михаил Захаров.