Проповедь
в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора
(16 июня 2024 г.)
Дорогие братья и сестры! Сегодня в неделю 7-ю по Пасхе Церковь чтит память святых отцов I Вселенского Собора. Через неделю мы будем праздновать День Святой Троицы и славить Единого Бога Отца и Сына и Святаго Духа, Единого Бога в Трех Лицах Бога Отца, единосущного Ему Бога Сына и исходящего от Него Бога Духа Святаго. Догмат о триединстве Бога рождался в Церкви в муках. Конечно, в Святом Писании есть все основания для понимания триединства Бога. Но Церковь на протяжении всей Ее истории терзали различные ереси. Одной из таких ересей и было арианство, отрицающее единосущие Бога Сына и Бога Отца.
В начале IV века александрийский священник Арий начал учить, что было время, когда Сына Божия не было, что Он сотворен из несущего, а никак не рожден из сущности Отца; притом рожден во времени, а не от вечности, не как Бог истинный от Бога истинного, но сотворен, как орудие для создания прочих тварей. Эта ересь увлекла тогда многих так, что в Церкви начались нестроения, которые весьма огорчали императора Константина. После ряда безуспешных попыток примирить враждующие стороны император в 325 году созвал в Никее собор предстоятелей Церквей из Азии, Африки и Европы числом 318. Среди участников собора были и такие святители как Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. Некоторые отцы имели следы мучений – свидетельство живой и действенной веры в Спасителя (Макарий Иерусалимский, Пафнутий епископ верхней Вифсаиды, Павел Неокесарийский и др.).
Арий по требованию собора изложил свое учение. Затем было дозволено, всем участникам с обеих сторон высказывать свое мнение. В начале Ария поддерживали только семнадцать человек. Но из них большая часть скоро перешла на сторону православных. Собор торжественно исповедал Сына Божия единосущным (ὁμοούσιος) Отцу, а учение Ария предал анафеме. Чтобы утвердить это исповедание на все времена, отцы изложили его в Символе веры, который мы называем Никейским. Позже на Втором Вселенском Константинопольском Соборе в 381 году Символ веры был дополнен догматом об исхождении Духа Святаго. Этот полный Символ веры мы теперь и знаем как Никео-Цареградский или Никео-Константинопольский и поем его на божественной литургии.
История не знает сослагательного наклонения. Но, если предположить, что ересь Ария взяла бы верх, это нанесло бы смертельный удар всему христианству. Христос не признавался бы Богом, а христианство превратилось бы в подобие ислама. Вся история человечества пошла бы другим путем.
К счастью, Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7), и где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Поэтому, какие бы ереси ни возникали в Церкви, они всегда преодолевались соборным церковным разумом, руководимым Духом Святым. Примеры этого семь Вселенских Соборов и Первый Вселенский Собор в частности.
Эпоха Вселенских Соборов прошла, и основные ереси остались в прошлом. Но враг рода человеческого диавол не успокоился. Он продолжает строить козни христианам. В Церкви произошел великий раскол, Рим отпал от православия. Это окончательно произошло в 1054 году. Второй Рим – Константинополь был завоеван турками-османами в 1453 году. В 1520-х годах в одном из посланий московскому князю Василию Третьему монах Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей сформулировал выражение «Москва — третий Рим». Дословно он писал: «Два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать». Итак, Москва стала центром мирового православия. Поэтому на нашу страну, на нашу Церковь обрушилась вся ярость врагов православия. И мы в полной мере ощущаем это и в наше время. Погрязший в сатанинских извращениях Запад делает все, чтобы уничтожить, разорвать нашу страну. С этой целью он и развязал войну на Украине. Постоянно идут нападки на нашу Церковь. Практически уничтожается Украинская Православная Церковь, являющаяся неотъемлемой частью Русской Церкви.
В этих условиях нам, православным христианам, следует помнить слова апостола Петра: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире (1 Пет. 5:8-9). Будем же противостоять диаволу в твердой вере, усердной молитве, соборном единстве, как и святые отцы Первого Вселенского Собора. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.