Проповедь

в неделю о слепом

(6 июня 2021г.)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день называется неделя о слепом, потому что в этот день, в 6-е воскресенье по Пасхе, мы вспоминаем чудо исцеления Господом Иисусом Христом слепорожденного, о чем мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении (Ин. 9: 1-38). Увидев человека слепого от рождения, ученики спросили Господа, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9: 2-3).

Мы часто говорим, что болезни и другие скорби, постигающие человека, как правило, являются следствием грехов. И в основном, вероятно, так оно и есть. И Господь Сам об этом напоминает при исцелении расслабленного, говоря ему: вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5;14). Но бывают, как видим, и другие случаи, к которым относится и история со слепым, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9: 3). Ведь, если он родился слепым, вероятно, у него вообще не были развиты органы зрения, возможно у него совсем не было глаз. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному (Ин. 9: 32). Поэтому Господь действительно сотворил великое чудо, чем еще раз подтвердил Свою божественную природу.

Много чудес описано в евангелии. Но Господь совершает чудеса и на наших глазах. Мы часто этого не видим, приписываем чудесному стечению обстоятельств, счастливому случаю, своим заслугам или заслугам других людей. Это говорит лишь о нашей духовной слепоте. Ведь, как говорит Господь, Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10: 29-30). Кроме зрения телесного есть зрение духовное. И мы, считая себя зрячими, нередко не видим этих чудес, не видим своих собственных грехов, не видим часто важных причинно-следственных связей в окружающем нас мире, в отношениях с окружающими нас людьми. При этом, находясь в подобной духовной слепоте, мы или сами совершаем серьезные ошибки, или навязываем ближним свои ложные представления, которые могут приводить к трагическим последствиям как в нашей собственной жизни, семейных отношениях, профессиональной деятельности, так и в политической, экономической и других сферах общественной жизни. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15: 14).

Конечно, в этом мире мы не можем претендовать на полную ясность во всем. Об этом говорит апостол Павел: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13: 12). А, если так, то мы все в духовном смысле в той или иной степени слепые и тоже нуждаемся в исцелении. И Господь исцеляет нас через нашу веру, нашу Церковь, через Святое Евангелие. Надо только пожелать и принять Его. Поэтому не следует превозноситься своим мнимым всеведением, а со смирением молить Бога, чтобы Он отверз нам наши духовные очи, чтобы мы видели свои грехи ( Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего (из молитвы преподобного Ефрема Сирина)), чтобы противостоять им, чтобы мы понимали причины и следствия происходящих событий и, следовательно, не совершали трагических ошибок, чтобы мы не были слепы сами и не были  слепыми вождями слепых. Для этого нам надо крепить нашу веру, стремиться быть верными чадами Церкви и жить по евангельским заповедям. И тогда мы увидим себя и весь мир в ином свете, свете Христовой Истины. Аминь.

Протоиерей Михаил Захаров.