Неделя 5-я по Пятидесятнице. Святых Царственных страстотерпцев

Проповедь

в неделю 5-ю по Пятидесятнице

(17 июля 2022 года)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, на божественной литургии  в неделю 5-ю по Пятидесятнице мы слышали евангельскую историю об изгнании бесов из двух гергесинских бесноватых. Когда Господь прибыл в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф. 8:28). И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф. 8:31), которое паслось неподалеку. И Он сказал им: идите. … И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8:32). Жители же города просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8:34).

Итак, Господа встретили два бесноватые, весьма свирепые. Что это за явление такое, беснование? Когда человеком овладевает какой-либо грех, то, бывает, говорят, что им овладел бес. Это может быть, например, бес чревоугодия, бес блуда, сребролюбия, гнева, зависти, уныния, тщеславия и т.д. И, если человек не противостоит греху, не пытается встать на путь добродетели, то может случиться, что этот бес берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12:45). Такая духовная распущенность может привести к тому, что таких бесов может быть легион, и человек превратится в свирепого зверя, наводящего страх на окружающих, как те герегесинские бесноватые.

Противостоять греху или бесам бывает непросто. Должна быть твердая воля, искреннее покаяние, и тогда с помощью Божией грех можно преодолеть. И из гергесинских бесноватых бесов изгнал Господь. Он совершил чудо. Но как восприняли это жители города? Они просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8:34). У них была своя как то налаженная жизнь, свой, как теперь говорят, бизнес: они пасли свиней. Кстати, а для кого они разводили свиней? Ведь по иудейскому закону употребление свинины запрещено. Конечно, эти бесноватые доставляли им некоторые неудобства: никто не смел проходить тем путем (Мф. 8:28).  Но они как то смирились с этим. Они ничего не хотели менять. Да и свиней, наверное, было жалко. Точнее не свиней, а понесенный от их гибели убыток. Совершенное Господом чудо должно было бы изменить их жизнь, но этого не случилось. Бывает, и мы не хотим ничего менять в нашей привычной жизни, не хотим задуматься о ней, о некоторых наших поступках, чтобы не растревожить нашу совесть и оставить все как есть, как мы привыкли. Не получается ли, что и мы в таком случае говорим Господу, чтобы Он отошел от нас? Задумаемся об этом.

Сегодняшний воскресный день совпадает с днем памяти святых царственных страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны, цесаревича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. В этот день в 1918 году они были зверски убиты в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге. Вместе с ними были убиты и находившиеся при них и не пожелавшие их оставить доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, лакей Алексей Трупп и горничная Анна Демидова. Это преступление, совершенное большевистской властью, поражает своей жестокостью и бессмысленностью. Император еще в марте 1917 года отрекся от престола, проведенное тогда расследование не обнаружило в его, а также Императрицы деятельности ничего противозаконного. Тем не менее, они были арестованы и содержались под стражей вместе с детьми и слугами сначала в Царском Селе, потом были перевезены в Тобольск и, наконец, в Екатеринбург, где и приняли мученическую смерть от рук большевистских палачей.

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила Императора Николая II, Императрицу Александру Феодоровну, цесаревича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию к лику святых страстотерпцев. Этому способствовало довольно широкое почитание их как святых мучеников в нашем народе. Был хорошо известен их благочестивый христианский образ жизни. И смерть они приняли с христианским смирением, хорошо понимая, что их ждет, как когда-то святые благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб с таким же христианским смирением приняли смерть от своего брата Святополка.

Император Николай II, возможно, был не лучшим правителем России. Но не в этом его святость. Несмотря на его отречение, он и его семья были в глазах народа олицетворением Российской Империи, Святой православной Руси. А большевистская власть ставила своей целью уничтожение Российской Империи, православной Церкви, искоренение самой православной веры. Поэтому в определенном смысле святые Царственные Страстотерпцы приняли мученическую смерть и за Святую Русь, и за православную веру.

Сейчас мы снова переживаем непростое время. Многие враждебные силы в мире пытаются ослабить или даже разрушить нашу страну. В этих условиях может быть важным заступничество и святых Царственных Страстотерпцев, молитвами их да укрепит и сохранит Господь наше Отечество. Аминь.

Протоиерей Михаил Захаров.