Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Проповедь

в неделю о расслабленном

(23 мая 2021 года)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в четвертое воскресенье по Пасхе, Святая Православная Церковь вспоминает чудо исцеления расслабленного. В этот день на божественной литургии читается евангелие от Иоанна гл. 5, ст. 1-15, где описывается это событие. Поэтому этот день называется неделей о расслабленном.

Однажды был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Там у Овечьих ворот была купель, называемая по-еврейски Вифезда, что значит дом милосердия, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам возмущал воду, и кто первый входил в нее исцелялся, какой бы ни был одержим болезнью.

Был тут человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус спросил его, хочет ли он быть здоров. Больной ответил Ему, что хочет, но нет человека, который помог бы ему спуститься в купель, когда возмутится вода. Пока же он сам доберется, другой уже сходит. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:8). И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Была же суббота, когда по иудейскому закону нельзя было ничего делать. И иудеи стали обвинять этого человека, но он сказал им, что Тот Кто исцелил его сказал ему встань, возьми постель твою и ходи. Его спросили, кто Тот Человек, но он не знал, ибо Иисус скрылся в народе. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5;14). И человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его.

Итак, Господь сотворил великое чудо, исцелил расслабленного, ожидавшего этого тридцать восемь лет, исцелил его от телесной болезни. Не было никого другого, кто бы мог помочь ему в этом. Но важнее расслабленности телесной бывает расслабленность духовная, и редкий человек в той или иной степени не страдает такой расслабленностью. Мы не всегда находим в себе духовные силы противостоять злу как внешнему, так и внутреннему, имеющему источник в нашей собственной душе, наши греховные страсти, помыслы, наклонности. Когда не хватает нам собственных сил, когда дух наш расслаблен, когда мы не находим помощи у ближних, только на Господа наше упование. Господь милосерд. Он даже не спрашивает у расслабленного, верует ли он, что Господь может его исцелить, как это бывало в других случаях, например, при исцелении отрока, одержимого падучей болезнью: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9:24), воскликнул отец отрока. Господь сразу исцелил расслабленного, спросив только, хочет ли он этого. Но потом предупреждает его, чтобы он не грешил, чтобы с ним не случилось чего хуже.

Таким образом, Господь напоминает, что источником болезней, как телесных, так и духовных, является грех. Господь исцелил расслабленного, больше он не расслабленный, и может противостоять греху, чтобы не вернулась болезнь или еще что хуже. Так и мы по слову Господа должны собрать все имеющиеся у нас силы, чтобы противостоять греху, чтобы и с нами не случилось чего хуже. Если собственных сил не хватает, укрепимся постом и молитвой, подкрепимся Святыми Тайнами, станем как воины Христовы в невидимой брани со злом.

Что сделал расслабленный после своего исцеления? Он пошел в храм, вероятно, чтобы воздать благодарность Богу за свое исцеление. Он не знал Господа, возможно, даже не слышал о Нем. И, когда иудеи стали обвинять его в нарушении субботы, что не должно ему брать своей постели, он сказал, что Человек, исцеливший его, сказал ему сделать это, видимо понимая, что это великий пророк, имеющий власть, господин и субботы (Мф. 12:8).

Когда этот человек объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус, можно подумать, что он предал Его. Но это не соответствует всему остальному поведению этого человека. Тридцать восемь лет он терпеливо переносил свою болезнь. Исцелившись, он пошел в храм воздать благодарение Богу. Он послушал Господа, когда взял свою постель в нарушение закона иудейского. Вероятно, мотивы этого поступка совсем другие. Возможно, он по наивности думал вразумить иудеев, показать им  Человека, который творит такие чудеса, чтобы они осознали свои заблуждения и, возможно, уверовали в Него. Не знал он, наверное, слов Спасителя: не мечите бисера вашего перед свиниями (Мф. 7:6). Не этого нужно было иудеям. Они исходили ненавистью ко Христу и искали любого повода, чтобы убить Его. Но в это время еще не пришел Его час.

Люди, подобные древним иудеям, есть и в наше время. В мире существуют могущественные силы, стремящиеся удерживать людей в состоянии духовной расслабленности, усиленно насаждается культ потребительства, пропагандируется грех, грех навязывается как норма жизни. Такими людьми, живущими в подобной системе ценностей легче управлять. Христос и Церковь Христова свидетельствуют о истине, призывают противостоять греху, предоставляют необходимые для этого средства. Поэтому Они вызывают бешеную ненависть у этих сил, подобно как Христос у древних иудеев. Отсюда яростные нападки, которые мы видим в отношении Церкви. Не будем поддаваться на эти уловки, будем крепить нашу веру, будем всегда оставаться со Христом, быть членами Его Церкви.

Вспоминая евангельскую историю исцеления расслабленного, будем уповать на помощь Божию в укреплении нас в противостоянии злу, в преодолении наших слабостей и пороков и благодарить Бога за все Его благодеяния. Аминь!

Протоиерей Михаил Захаров.