Неделя 28-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец

Проповедь в неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец
(5 января 2025 г.)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день называется неделя перед Рождеством Христовым, святых отец. Кто же это святые отцы, память которых мы сегодня совершаем? И сегодняшнее евангелие нам представляет Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; … Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1:1-3;17). Таким образом, под святыми отцами в данном случае следует понимать всех предков Иисуса Христа, начиная от Авраама до Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1:16), не путая их со святыми отцами христианской эпохи, такими как учители Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.
Приведенное родословие сорока поколений предков Иисуса Христа подчеркивает Его человеческую природу, показывает нам, что Христос – Человек, как будто, такой же, как каждый из нас. Однако дальнейшие слова евангелия указывают на особенность Рождества Христова: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф. 1:18). Т.е. Иосиф был лишь мнимым отцом Иисуса. И Ангел Господень подтвердил это, явившись во сне Иосифу и сказав: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1:20-23). Эти слова Евангелия говорят о божественной природе Иисуса Христа, показывая нам, что Христос есть Бог. Таким образом, сегодняшнее евангелие дает нам ясное понимание двойственной природы Иисуса Христа: Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, БогоЧеловек, Сын Божий и Сын Человеческий, как Он Сам Себя называл (например, Лк.18:8).
О природе Иисуса Христа было много споров в истории Церкви. Много ересей возникало, существовало и преодолевалось соборным разумом Церкви, благодатью Духа Святаго. Некоторые ереси живы до сих пор. Все мы знаем об арианской ереси, отрицавшей божественную природу Христа, осужденной на Первом Вселенском Соборе (325 г.), результатом которого стал Никейский Символ Веры. Ересь монофизитов, отрицающая человеческую природу Христа, была осуждена на IV Халкидонском Вселенском Соборе (451 г.), утвердившем православное учение о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова. На VI Константинопольском Вселенском Соборе (680-681 г.г.) была осуждена ересь монофелитов, признающая во Христе только одну божественную волю. Собор определил православное учение о двух волях во Христе: «исповедуем две естественные воли или хотения в Нем и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естества хотения – не противные, … но Его человеческое хотение, не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению».
Таким образом, пройдя длинный путь становления, преодолевая различные ереси, Церковь выработала православное учение о двойственной природе Иисуса Христа. И мы верим в Христа как Бога, Бога Сына, воплотившегося и ставшего Человеком, таким же как мы по природе, кроме греха. Христос пришел в мир, чтобы спасти людей от грехов их (Мф. 1:21). Поэтому Он воспринял всю природу человека, кроме греха, «ибо, что не воспринято, то не уврачевано; что же соединилось с Богом, то и спасается» (Святитель Григорий Богослов, – Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое).
Но каковы бы ни были споры о природе Христа в прошлом, сегодня перед нами встают новые вызовы. Речь может идти о самом существовании человечества. Со стороны считавшегося когда-то христианским Запада нам противостоит настоящий сатанизм. Возрастает опасность глобальной ядерной катастрофы, способной уничтожить всю жизнь на Земле.
Сегодня мы готовимся к встрече Рождества Христова. «Христос раждается — славите, Христос с Небес — срящите. Христос на земли — возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (Ирмос канона Рождества Христова, – песнь 1). Христос пришел в мир, чтобы спасти людей через Крестную Жертву. Будем же верить, надеяться и делать все, от нас зависящее, чтобы Его воплощение и жертва были не напрасны. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.