Неделя 21-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Проповедь

в неделю 21-ю по Пятидесятнице

(6 ноября 2022 г.)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16:19-31). Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк.16:19-23).

Итак, богач попал в ад, а нищий Лазарь попал в рай, или, как сказано, отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 19:22). Значит ли это, что богач попал в ад потому, что был богат? Никак нет. Хотя, действительно, трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23). Трудно, но не невозможно. Мы знаем немало святых царей, князей, которые, очевидно, не были бедными, но своей жизнью, своими подвигами во имя Христа заслужили Царство Небесное.

Что же помешало нашему богачу? Видимо, дело не в богатстве, а в отношении к нему. Богач жил  в роскоши и наслаждениях, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16:19), и не замечал лежащего у его ворот в струпьях нищего Лазаря, желающего напитаться крошками, падающими со стола богача (Лк. 16:21). Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). Но богач не оказал милости Лазарю, а использовал свое богатство только для своих наслаждений. Поэтому он и оказался в аде.

А что же Лазарь? Он оказался в раю, потому что был беден? Тоже нет. Нередко люди бедные, больные ропщут на свою незавидную участь, завидуют богатым, здоровым, успешным, а то и, из зависти, пытаются навредить им. Вряд ли такие наследуют Царство Небесное. Но не таков был Лазарь. Он не роптал, не завидовал, ничего плохого не делал даже этому богачу. Он в терпении переносил все скорби, а претерпевший же до конца спасется (Мк. 13:13). Вот и Лазарь терпением своим заслужил Царство Небесное.

Если бы я произносил эту проповедь, например, год назад, на этом я бы, пожалуй, и закончил, сказав, что надо терпеть скорби, как Лазарь, и быть милосердным, в отличие от богача. Но сейчас, когда идет война, мне кажется и эта притча приобретает особый смысл. Против нас ведет войну весь так называемый коллективный Запад. Их цель уничтожить нашу страну, нашу веру, наш народ, завладеть нашими национальными богатствами, насадить на нашей земле свои сатанинские так называемые «ценности». Евангельскому богачу всего-то и надо было оказать милость бедному Лазарю. Мы же, каждый из нас должны определить свое место в условиях войны. Кто-то воюет в рядах нашей армии, кто-то трудится, чтобы обеспечить армию всем необходимым, кто-то помогает людям, нуждающимся в поддержке, ибо много скорбей приносит война, кто-то просто на своих рабочих местах обеспечивает нормальную жизнь людей. Все это очень важно, и все это требует терпения.

Но, к сожалению, есть среди нас и такие «богачи», которые думают только о своих удовольствиях и наслаждениях. Они не хотят замечать ничего, что происходит вокруг. Или, того хуже, ропщут, мол зачем мы сопротивляемся, лучше было бы покориться, чтобы не было санкций, из-за которых проблематично ездить на шопинг в Милан, и фуа-гра не того качества. Участь евангельского богача нам известна. Но если среди нас достаточно широко распространится подобное отношение к происходящему, то не только таких «богачей» может постигнуть участь их предшественника, но и здесь на нашей земле нас будет ждать кровавый ад. Надеюсь, таких среди нас немного. Бог им судья. Аминь.

Протоиерей Михаил Захаров.