Неделя 18-я по Пятидесятнице. Священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского

Проповедь
в неделю 18-ю по Пятидесятнице
(16 октября 2022 г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Три недели назад в евангельском чтении мы слышали слова Спасителя о главных заповедях, о любви к Богу и ближнему, что, в общем-то, понятно каждому человеку. В сегодняшнем евангелии Господь призывает нас к большему, к любви к врагам. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. … Но вы люби́те врагов ваших (Лк. 6:32, 35). Это уже понять гораздо сложнее. Как это, любить врагов? Такого нет ни в одной другой религии. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Мф. 5:43), – говорит Господь об учении и практике древних иудеев. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Не случайно христианство называют религией любви, а христианский Бог есть любовь (1Ин. 4:16).
Но кто такой враг, и что значит, любить врага? Словами о проклинающих, ненавидящих, обижающих и гонящих Господь поясняет, кто есть враг. Враг есть тот, кто причиняет нам зло, или вообще творит зло. Не противься злому (Мф. 5:39), – говорит Господь. Но значит ли это, что мы должны спокойно смотреть, как творится зло, и ничего не предпринимать, чтобы его остановить? Конечно, нет. Это значит, что мы не должны отвечать злом на зло и тем самым зло умножать. Раньше мы уже говорили, что любовь – это не чувство и эмоции, а это действие. И Господь говорит, какие действия могут быть по отношению к врагам: благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44), или кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5:39). То есть на зло надо отвечать добром. Тогда, возможно, враг одумается и прекратит творить зло. Или Сам Господь, видя нашу любовь, сохранит нас от всякого зла. Кроме того надо помнить, что каждый человек сотворен по образу Божию, и этот образ Божий в человеке надо любить, каким бы грешным человек ни был.
Иногда враг, желая причинить нам зло, наносит удар в наши слабые места, делая их явными для нас самих, указывая нам, в том числе, на наши грехи. Это позволяет нам исправить наши недостатки, избавиться от грехов, укрепиться духовно. И за это мы должны благодарить наших врагов, что соответствует заповеди Господней.
Главный наш враг, враг рода человеческого, есть диавол. Что же, неужели и его надо любить? Диавол – тоже творение Божие. Он сотворен светлым ангелом, но пал, стал ангелом падшим и вместе со своими помощниками другими падшими ангелами бесами творит нам всякое зло. Действия бесов заставляют нас духовно держать себя в форме, бороться с грехом, крепить свои духовные силы, и за это мы тоже можем быть им благодарны.
Одним из самых больших зол является война. И мы сейчас, к сожалению, живем во время войны. А на войне есть враг. Как быть с заповедью о любви к врагам во время войны? Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13), – говорит Господь. Из этих слов Спасителя следует, что можно и должно защищать ближних, Отечество, веру. Однако это не значит, что врага надо ненавидеть. Ненависть не должна овладевать нашими сердцами. Иногда для того чтобы вылечить больного, ему приходится сделать больно. И это не зло, а проявление любви. Так и на войне главной задачей должно быть не уничтожение врага, а излечение, если это возможно. Так во время Великой Отечественной Войны Германия как государство не была полностью уничтожена, хотя такие предложения были со стороны наших тогдашних союзников. Но именно наша страна настояла на сохранении государственности Германии. Проявлением любви к врагам может быть также гуманное отношение к раненым и пленным.
Христос призывает нас к любви не только к Богу и ближнему, но и к врагу. Это непросто. Но именно это является отличительной чертой христианства, и следование этой заповеди делает нас христианами. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.