Неделя 15-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Проповедь
в неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением
(25 сентября 2022 г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня за божественной литургией мы слышали два небольших евангельских отрывка: недели перед Воздвижением и рядовое воскресное евангелие. И в обоих чтениях говорится о любви. В первом евангелии Господь говорит ученикам о предстоящей Крестной Жертве: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14-16). Во втором евангелии на вопрос законника: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:36-40).
Но что значит любовь, как понимать слова Спасителя? В обыденном сознании любовь часто представляется неким чувством, эмоциональной привязанностью одного человека к другому. Подобное представление распространяется и на отношение человека к Богу. Такой подход был характерен для католической церкви. Некоторые католические «святые» практиковали доведение себя в «молитвенном» экстазе до эмоционального исступления, в котором их посещали видения, известны случаи появления на теле стигматов. И это преподносилось как проявление любви к Богу и святость. Такой подход глубоко чужд православию. В православной традиции подобные явления считаются самогипнозом и духовной прелестью, способной привести к помрачению рассудка и сумасшествию. Но каково же православное понимание любви к Богу и ближнему? Обратимся к Святому Писанию.
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4:20). Из этих слов св. апостола Иоанна Богослова можно сделать вывод, что любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему. Сегодня мы читали заповеди любви в евангелии от Матфея (Мф. 22:36-40). В евангелии от Луки этот же эпизод описан более подробно (Лк. 10:25-37). На вопрос законника: а кто мой ближний? (Лк. 10:29) Господь отвечает притчей о милосердном самарянине, который помог человеку, избитому и ограбленному разбойниками, перевязал ему раны, отвез в гостиницу, ухаживал за ним, дал денег хозяину гостиницы, чтобы тот ухаживал за ним, когда ему надо было отъехать. Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37), – сказал Господь законнику. В сегодняшнем евангелии перед Воздвижением мы читали: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Господь и Сам предал Себя на Крестную смерть из любви к человеку. Мы видим, что любовь – это не чувство, не эмоции, «не вздохи на скамейке
и не прогулки при луне», – как написал один поэт. Любовь – это действие или даже деятельность, всегда сопряженная с большей или меньшей жертвой. Любви без жертвы не бывает. А самая большая жертва – это жертва собственной жизнью. Такую жертву принес Христос за человечество. Поэтому и нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). С этой жертвой может сравниться, пожалуй, только жертва матери, отдающей своего сына, как это сделала Пресвятая Богородица, как это делали русские матери, провожавшие сыновей на войну.
Дорогие братья и сестры! Мы с вами живем в непростой исторический момент. Идет война. Наши воины защищают нас, защищают мирных людей Донбасса, освобождают и народ Украины, подобно тому, как во время Великой Отечественной Войны наша армия освобождала от нацизма, в том числе, и народ Германии. Война не бывает без жертв. К сожалению, и наши воины гибнут. Но они отдают жизнь во имя любви, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).
Война приносит много горя: одни люди гибнут, другие остаются калеками, кто-то теряет близких, кто-то лишается крова и имущества. Многие нуждаются в помощи и поддержке. Сама история дает нам возможность проявить христианскую любовь и тем послужить Богу, ближнему, Отечеству. Постараемся не упустить этот шанс. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.