Проповедь
в неделю 11-ю по Пятидесятнице
(8 сентября 2024 года)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Во время Своих проповедей Иисус много раз пытается объяснить ученикам, что же есть Царство Небесное. Для этого Он обращается к притчам, иносказаниям, аллегориям. Он сравнивает Царство Небесное с зерном горчичным, которое, вырастая, становится большим деревом, или с закваской, от малого количества которой вскисает все тесто (Мф. 13:31-33). Еще Он сравнивает Царство Небесное с сокровищем или жемчужиной, ради которых человек продает все, что имеет, чтобы завладеть ими, или с неводом, захватившим много разных рыб, из которых рыбаки выбирают лучших, а остальное выбрасывают вон (Мф. 13:44-48). В притче о десяти девах, пять из которых были мудры и вместе со светильниками взяли с собой и масло для встречи жениха, а пять неразумных не взяли масла и не попали на брачный пир, Господь тоже говорит о Царстве Небесном (Мф. 25:1-13).
И вот, в сегодняшнем евангелии Господь говорит: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (Мф. 18:23).
Итак, человек был должен десять тысяч талантов. Много это или мало? Талантом в Библии называется денежная единица. Согласно «Библейской археологии» проф. И.Г. Троицкого один талант соответствует 33,51 кг серебра. Таким образом, десять тысяч талантов – это примерно 335 тонн серебра, целый железнодорожный состав. Очевидно, это огромное состояние, и, конечно, человек не мог отдать такой долг. Поэтому государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить (Мф. 18:25). Но раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу (Мф. 18:26). И Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему (Мф. 18:27).
И что же сделал этот человек? Он нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен (Мф. 18:28). Динарий во времена Спасителя составлял ежедневную плату римскому воину. Сто динариев, таким образом, составляло примерно трехмесячное жалованье воина или около 0,5 кг серебра, не так уж и мало, но все же сущая мелочь по сравнению с 335-ю тоннами. Но как ни умолял этот товарищ потерпеть какое-то время, обещая отдать весь долг тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга (Мф. 18:30). Узнав об этом, государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:34-35), – заключил Господь.
Все мы должники перед Богом. Господь даровал нам жизнь, подарил этот прекрасный мир, в котором мы живем, дал нам наших близких, которых мы любим, и еще много всего, что мы имеем, чем пользуемся, что нас окружает. И хотя из-за греха человека этот мир далек от совершенства, в нем много зла, Господь даровал нам возможность творить, делать этот мир лучше. Любые тонны серебра ничто по сравнению с этими дарами Божиими. Мы никогда не сможем вернуть этот долг. Да Господь и не требует этого от нас. Будем же благодарны Ему за Его щедрость. Наши же согрешения друг перед другом, говоря языком притчи, всего лишь не более ста динариев. Так неужели мы ради любви к Богу и ближнему, ради Царства Небесного не сможем, следуя словам Спасителя, простить от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:35)? Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.