Проповедь
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
(13 марта 2022 г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник был установлен в первой половине IX века, когда окончательно была преодолена ересь иконоборчества, осужденная еще на VII Вселенском Соборе в 787 году. Много ересей приходилось преодолевать в истории нашей Церкви. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает свободой и может, как свободная личность, иметь свои суждения о Боге, мире и собственно человеке. И Церковь в определенных пределах допускает это: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19) – говорит апостол Павел. Так на Вселенских Соборах сталкивались разные точки зрения на важнейшие вопросы веры, но в итоге приходили к общему пониманию.
Но у разномыслия в Церкви есть границы. Если разномыслие привносит в содержание веры такие изменения, которые искажают саму суть веры и, следовательно, лишают человека возможности спасения, то такое разномыслие именуется ересью и осуждается Церковью.
Именно таковой является ересь иконоборчества. Суть православной веры состоит в том, что Сам Бог, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы воплотился, стал человеком, воспринял на Себя всю полноту человеческой природы, ум, тело, душу, всю, кроме греха, чтобы привести ее ко спасению. Поэтому изображение Господа Иисуса Христа и почитание этого изображения как Святого Образа Живого Бога и есть выражение сути православной веры. А иконоборчество, таким образом, есть отрицание самой сути православия. Именно поэтому с преодолением ереси иконоборчества, по-видимому, и связано празднование Торжества Православия. К тому же в VIII веке закончилась эпоха Вселенских Соборов, и основные ереси, как казалось, были преодолены.
Однако после иконоборчества ереси и расколы не прекратились. Темные силы зла не прекращают нападок на истинную веру. Великий раскол 1054 года привел к отпаду от православия католической церкви, разделив мировое христианство на восточное и западное. Болезненным был старообрядческий раскол XVII века в Русской Церкви. Богоборческая власть большевиков в нашей стране в ХХ веке пыталась полностью уничтожить Русскую Православную Церковь. В последние десятилетия один за другим сеются церковные расколы на Украине. Непросто бывает православным и в других странах, например, в Сербии. Регулярно проводятся информационные кампании по дискредитации нашей Церкви.
Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18) – сказал Господь. Однако и нам надо постоять за свою веру. Православие является духовной основой нашего народа. Это практически ни у кого не вызывает сомнений. Россия – самая большая и сильная православная страна в мире, и многие православные народы на протяжении нескольких столетий с надеждой смотрят на нее как на защитницу православия и получают такую защиту. Но сейчас силам мирового зла удалось достичь определенного успеха, посеять вражду между православными братьями. Я имею в виду, конечно, ситуацию на Украине.
В связи с этим нам надо помнить, что каждый человек – это образ Божий. А образ Божий – это икона. И как бы ни была осквернена икона, она не перестает ею быть. Мне приходилось слышать, что во времена большевистских гонений на Церковь, когда разрушались храмы, осквернялись и уничтожались святыни, расстреливали священников, богохульники в порыве изощренного святотатства из икон сколачивали даже корыта для свиней. И все равно эти иконы оставались святыми образами Христа, Богородицы, святых угодников Божиих.
Так и человек, как бы ни был осквернен грехом или ненавистью, не перестает быть образом Божиим, тем более наш брат по вере. Поэтому нам надо не допустить ненависти овладеть нашими сердцами и приложить все силы, чтобы с христианской любовью уврачевать этот нарыв и с полным правом праздновать Торжество Православия. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.