Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Мозаика» имеет художественную направленность и знакомит с изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. Программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность и направлена на формирование готовности и способности детей к реализации своего творческого потенциала средствами декоративно-прикладного творчества.

Мозаика – интересный вид художественной деятельности -это способ работы с цветными кусочками различных материалов: смальта, ракушки, глина и другой природный материал. За период обучения дети приобретают определенные знания и умения: о предметах труда, о физических, технологических свойствах данных материалов; знания и умение пользоваться обработочными инструментами, знание правил пользования инструментами, правил техники безопасности, умение планировать трудовой процесс.


Цели программы

Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, через знакомство с основами декоративно-прикладного искусства.


Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • обучение различным приемам и разным видам работы с бумагой, с природным материалом, с тканью.
  • знакомство детей с  основными  геометрическими  понятиями  и  базовыми формами;
  • организация деятельности по изучению и закреплению навыков к порядку выполнения работы;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • формирование умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

  • создание условий для развития композиционных умений: умений составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
  • развитие положительных эмоций, волевых и трудовых качеств учащихся, таких как самостоятельность, инициативность и творческий подход;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения;
  • развитие эстетического восприятия;
  • развитие познавательной активности, исследовательских навыков.
  • развитие моторики рук, глазомера.

Воспитательные:

  • сформировать устойчивый  интерес  к  декоративно-прикладному искусству;
  • создавать творческую;
  • воспитывать чувства  коллективизма,  взаимопомощи, ответственности;
  • обеспечение условий для воспитания эстетического мировосприятия;
  • обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся, их аккуратности, трудолюбия, интереса к занятиямограмма основана по сквозным образовательным линиям с основным образованием:
  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • технология;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • проектная деятельность;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техник декоративно-прикладного искусства.

Календарный план 1 год обучения

Тема

Кол‑во часов

Дата

       
I Мозаика из природных материалов: из семян и круп, засушенных листьев. 20  
1 Природа и творчество. Природные материалы. Презентация лучших поделок из природных материалов. 1 12.09.20
2 Композиция из листьев. Что такое композиция? Использование листьев разных форм и размеров. 3 12.09.20
19.09.20
3 Природные материалы – приятные на ощупь и интересные в игре. Игра в Золушку (сито, разные структуры круп), Поиск сокровищ в крупе, в горохе. 4 26.09.20
03.10.20
4 Природные материалы, как их соединить? Основа и скрепляющее средство, их виды и свойства 4 10.10.20
17.10.20
5 Семена и фантазии. Особенности работы с семенами разного размера 3 24.10.20
31.10.20
6 Объемная мозаика из природных материалов большого размера. (Кленовые семена, шишки, веточки, сухоцветы, бобы, фасоль, перья). 5 07.11.20
14.11.20
II Мозаика из пластилина 9  
1 Материалы для лепки. Мягкий, твердый, упругий – особенности работы. 1 21.11.20
2 Что может пластилин? Презентация поделок из пластилина, мультфильм «Пластилиновая ворона». Сказочные герои из пластилина. 2 21.11.20
3 Возможности пластилина, сочетание по цвету, переход цвета, создание нового образа и цвета. Плоскостная композиция. 3 28.11.20
05.12.20
4 Сотрудничество пластилина с другими природными и канцелярскими материалами. Объемная композиция. 3 05.12.20
12.12.20
III Мозаика и аппликация из бумаги (все виды) 38  
1 Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги, особенности работы с разновидностями бумажной продукции. 1 26.12.20
2 Основные приемы работы с картоном и цветной бумагой. Аппликация про животных. 3 02.01.21
09.01.21
3 Окраска и декоративная обработка бумаги. Изменение структуры и возможностей работы с бумагой. Объемная аппликация. 3 09.01.21
16.01.21
4 Гофрированная бумага, разновидности по плотности, упругости, размерам. Поделки для дома. 6 23.01.21
30.01.21
06.02.21
5 Плоскостные композиции из бумаги, художественное вырезание. 9 13.02.21
20.02.21
27.02.21
06.03.21
13.03.21
6 Мозаика из бумаги. Отрывная мозаика, Мозаика из геометрических фигур, мозаика из фантиков, мозаика с использованием бумаги разной плотности. 16 20.03.21
27.03.21
03.04.21
10.04.21
17.04.21
08.05.21
15.05.21
22.05.21
IV Итоговая аттестация 2 29.05.21
V Резервные часы по подготовке к конкурсам, выставкам 2  
  Итого 72  

Календарный план 2 год обучения

Тема

Кол‑во часов

Дата

I Бумагопластика. 62  
1 Плетение – поделки из полосок бумаги. Заготовка полос.
Основные приемы плетения.
Плетение.
10 12.09.20
19.09.20
26.09.20
03.10.20
10.10.20
2. Мозаика из салфеток(комочком).
Нарезка квадратиков.
Изготовление базовых элементов.
Наклеивание элементов.
Соединение несколько элементов в одну деталь.
16 03.10.20
10.10.20
17.10.20
24.10.20
31.10.20
07.11.20
14.11.20
21.11.20
3. Мозаика из салфеток и гофрированной бумаги в технике «Торцевание».
Нарезка квадратиков.
Изготовление базовых элементов.
Наклеивание элементов.
Соединение несколько элементов в одну деталь.
26 24.10.20
31.10.20
07.11.20
14.11.20
21.11.20
28.11.20
05.12.20
4. Карнавальные маски из бумаги. Работа с шаблонами и бумагой разной текстуры. 10 28.11.20
05.12.20
12.12.20
26.12.20
II Волшебная пуговка 28  
1. Простые узоры. Работа с разными видами пуговиц. Создание зимней сказки из пуговиц. Плоскостные и объемные мозаичные аппликации. Игра «Найди пуговку (по цвету, форме, величине, материалу)». 14 02.01.21
09.01.21
16.01.21
23.01.21
30.01.21
06.02.21
2. Создание объемной открытки «Зимняя ночь» из пуговиц. Игра «Составь картину». 5 30.01.21
06.02.21
3. Украшения из разноцветных пуговиц (браслеты, бусы, серьги). Игра «Найди пару», «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица». 9 06.02.21
13.02.21
20.02.21
III Курица или яйцо? 49  
1. Конструирование курицы и петушка из подручного материала. Петушок из яичной основы, курочка из бумаги разной плотности. Инсценировка сказки, презентация «Домашние птицы», Игра «А на нашем, на дворе» 14 27.02.21
06.03.21
13.03.21
20.03.21
27.03.21
03.04.21
10.04.21
2. Мозаика из яичной скорлупы. Панно – особенности работы и требования к изделию. 25 27.02.21
06.03.21
13.03.21
20.03.21
27.03.21
03.04.21
10.04.21
3. Поделки – подставка под яйца. Формы и размеры – особенности материала. 3 03.04.21
10.04.21
4. Яйцо из природных материалов. 5 10.04.21
17.04.21
08.05.21
5. Букет из перьев куры. 2 15.05.21
IV Итоговая аттестация 2 22.05.21
V Резервные часы по подготовке к конкурсам, выставкам 2 29.05.21
  Итого: 144  

Календарный план 3 год обучения

Тема

Кол‑во часов

Дата

I Что такое кинусайга? История возникновения техники кинусайга. 5  
1. История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие и ее виды. Видео – презентация «разновидности ткани». 3 12.09.20
19.09.20
2. Техника «кинусайга» правила и особенности работы. Презентация. Выполнение простого задания. 2 19.09.20
II Изготовление плоского панно в технике кинусайга 28  
1. Работа над панно «Фрукты – овощи». Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. 8 26.09.20
03.10.20
10.10.20
17.10.20
2. Использование разных видов ткани в работе для объемного изображения. Работа над панно «Подарок маме». Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. 10 10.10.20
17.10.20
24.10.20
31.10.20
07.11.20
3. Свет и тень – использование контрастных тканей в работе над панно «Вечерний этюд». Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. 10 24.10.20
31.10.20
07.11.20
14.11.20
III Изготовление объемного панно в технике кинусайга 27  
1. Кинусайга с использованием добавочного материала – вата, поролон и прочее. Работа над панно «Сказочный мир». Видео-презентация лучших работ. Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. 12 21.11.20
28.11.20
05.12.20
12.12.20
26.12.20
02.01.21
2. Декорирование панно (бисер, пайетки, нитки). Презентация. 3 26.12.20
02.01.21
3. Усложнение деталей картины. Работа над панно «Зимний пейзаж». Использование тканей близких по цвету для создания светотени и объемного образа. Подготовка эскиза композиции. Выбор шаблона, перевод рисунка на основу, выбор ткани. Особенности работы с тканью, отступление в зависимости от выбранного материала. Аккуратность работы с ножом, техника безопасности. 12 02.01.21
09.01.21
16.01.21
23.01.21
30.01.21
IV Объемные фигуры в технике кинусайга. 78  
1. Работа над новогодними игрушками в технике кинусайга. Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. 10 02.01.21
09.01.21
16.01.21
23.01.21
30.01.21
2. Декорирование новогодней игрушки (бисер, пайетки, нитки). Украшение новогоднего праздника. Игра «Мы творили чудеса». 4 23.01.21
30.01.21
3. Объемные цветы. Работа над объемным панно «Цветы для мамы». Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. 12 06.02.21
13.02.21
20.02.21
4. Создание пасхального яйца в технике кинусайга. Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. 12 27.02.21
06.03.21
13.03.21
20.03.21
27.03.21
5. Декорирование пасхального яйца нитками, бисером, пайетками. 4 13.03.21
20.03.21
6. Работа над объемным панно «Вербное воскресенье». Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. 14 27.02.21
06.03.21
13.03.21
20.03.21
27.03.21
7. Декорирование панно нитками, бисером, пайетками. 4 20.03.21
27.03.21
8. Композиция в технике кинусайга «Голубь мира». Совместная работа. Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. 18 03.04.21
10.04.21
17.04.21
08.05.21
15.05.21
V Итоговая аттестация 2 22.05.21
VI Резервные часы по подготовке к конкурсам, выставкам 2 29.05.21
  Итого: 144