Проповедь (18 Апреля 2021) в 5-ю Неделю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Братья и сёстры, сегодня наша Церковь совершает память преподобной Марии Египетской.

Почему именно в Великий пост совершается память этой святой? Для назидания! Ее житие очень подробно описано и тем, кто еще не читал житие преподобной Марии, очень советую почитать. Кто читал, можете перечитать второй и третий раз. Назидание получается огромным, т.е. Бог нам хочет показать на ее примере, что нет грехов непрощаемых, есть грехи нераскаянные.

Покаяние – есть изменение образа жизни. Вот она (преподобная Мария) смогла это сделать. Она грешила очень сильно, и у многих из нас с вами таких грехов даже нет. Но когда она столкнулась с Богом, Он ей показал, то, что он ей дал и это ее настолько поразило, что в итоге покаяние ее было очень сильным.

Сегодняшнее чтение Евангелия показывает нам образы состояния двух людей (фарисея и грешницы):

Первый образ – фарисей. Кто такой фарисей и какое у него состояние? Это состояние, когда я говорю: «я грешный, у меня много грехов», но внутри я чувствую себя хорошим человеком. «Я хожу в храм, выполняю многие вещи, которые положено». На самом деле большинство из нас так и живет. Большинство из нас, к сожалению – фарисеи. Все говорят, что они грешные, перечисляют множество грехов, но внутри себя мы понимаем, что мы вроде не самые плохие люди, а в общем-то очень даже хорошие. Оправдываем себя: «Ну есть у меня грехи, но я же исправляюсь потихоньку».

Второй образ – грешница, о которой говорит нам Евангелие. Она о себе ничего не думала. Пробралась туда как смогла и просто сидела, ревела и соответственно, служила Господу.

Вот два образа показанных в Евангелии.

Я думаю, таких людей как эта грешница – преподобная Мария Египетская, среди нас нет. Поэтому давайте еще раз задумаемся над словами Господа (в Евангелии), которые Он говорит Симону (фарисею): «есть два должника, один много должен (500), а другой мало должен (50)». Если провести аналогию с нашим временем, мы с вами должны миллионов пять, наверное. По сравнению с тем фарисеем, который реально исполнял законы Моисея, мы из заповедей Божиих почти ничего не выполняем. Мы должны Богу гораздо больше, а отдать нам нечем.

Так вот, Господь на примере этих двух состояний показал, что Бог прощает. Конечно прощает. Когда мы с вами каемся, скажем, не очень качественно, Он нам тоже прощает, но любить мы не научимся.

Преподобная Мария Египетская поняла, что Бог ей простил, она все поняла. И 17 лет в пустыни она несла такой подвиг, который нам даже и не снился, это невозможно просто. Мы с вами не вынесем этого.

А вот этот фарисей, он ничего не несёт. И мы с вами подвига не несём, откровенно говоря. Мы Бога благодарим за то, что Он привел нас сюда (в храм)? Может мы и делаем что-то как этот фарисей (он тоже что-то делал), но внутри фарисей считал себя достойным Бога, достойным Царствия Небесного. Почему в этом фарисее нет любви? Христос обличил его, когда пришел в дом к фарисею.

У фарисеев было положено встречать гостя определенным этикетом. Вроде бы фарисей пригласил к себе в дом (исполнил, что было положено). На самом деле он ничего не исполнил: ноги не помыл гостю (гостю положено было омывать ноги), не поприветствовал гостя определенным образом, голову маслом не помазал (это особое почтение гостю). И Христос укорил его за это. Фарисей вышел из этой истории осужденным.

А вот грешница никого не принимала (в гости). Она просто шла за Спасителем и все что могла, делала. И вот Господь сказал ей, что прощаются ей грехи ее (фарисею Господь тоже простил), т.к. она имела большую любовь. После этого она пошла за Христом и явила великие подвиги.

А вот фарисей не имел любви. У нас, как и у фарисея нет любви. Люди так и говорят на исповеди: «обижаю, осуждаю» и т.д. Оказывается, что любви то и нет. Это состояние фарисея.

Братья и сёстры давайте задумаемся, как это состояние (фарисея) отложить подальше. А вот состояние грешницы (этой женщины) нужно стяжать, т.е. приобрести. Приобретается это величайшим трудом. Это видно на примере преподобной Марии, которая тяжелейший труд понесла в пустыни.

Вот эта женщина (грешница), которая пришла в дом фарисея – она серьезный позор понесла. Представьте себе картину: люди обедают, входит женщина и начинает делать какое-то непонятное действие. Такое никто себе не позволял, а она стала делать. И фарисей ее осудил, как, впрочем, и многие присутствовавшие там.

Так и мы с вами живем. Если мы не приложим труд, мы не сможем приобрести состояние кающейся души. Кающийся это —  изменяющий свою жизнь. Нам нужно изменить свою жизнь.

Не приведи Господь, остаться в состоянии фарисея.

Аминь.

священник Михаил Комолов

Поделиться:

Другие проповеди

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Одинцовского и Красногорского Фомы священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Одинцовской епархии Русской Православной Церкви

Небеса́ у́бо досто́йно да веселя́тся, земля́ же да ра́дуется, да пра́зднует же мир, ви́димый же весь и неви́димый Христо́с бо воста́, весе́лие ве́чное. (1-я песнь

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Крутицкого и Коломенского ПАВЛА, Патриаршего наместника Московской митрополии

Преосвященным архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Московской митрополии Преосвященным архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Московской митрополии «Прииди́те, воспои́м, лю́дие,

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Преосвященные

Закрыть меню