Проповедь (11 апреля 2021) в 4-ю Неделю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня четвёртая неделя Великого поста. По традиции мы чествуем преподобного Иоанна Лествичника – великого праведника VII века, который буквально от рождения жил свято. А через неделю будем чествовать преподобную Марию Египетскую, которая являет пример величайшего покаяния, пример пути от бездны греха к вершинам святости.

А преподобный Иоанн Лествичник всегда жил чисто. Его жизнь – пример всецелой посвященности себя Богу. В житии преподобного мы читаем, что он молитвенно безмолвствовал сорок лет. Попробуйте помолчать два дня, а тут сорок лет! Вот так человек жил – и стяжал великую благодать от Бога.

Он оставил нам замечательную книгу «Лествица». Кто пытался ее читать, понимает, как сложно следовать наставлениям этой книги. Многие вещи там изложены для монахов-подвижников. Но некоторые поучения совершенно необходимы и для нашей духовной жизни.

Многие говорят: «я стараюсь прощать, молюсь за обижающих, даже пытаюсь творить что-то доброе для них, но всё равно у меня внутри есть некая неприязнь к этим людям». Хорошо, что человек видит свой грех, видит, что у него заноза осталась после обиды, когда кто-то его огорчил. Бывает, что огорчивший – близкий нам человек. Как действовать в этой ситуации? Как бороться с памятозлобием?

Вот что пишет преподобный Иоанн Лествичник: «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, посрамление молитвы, отчуждение любви…».

Памятозлобие есть «ИСПОЛНЕНИЕ ГНЕВА». Корень памятозлобия – гордыня, а проявляется гордыня в гневе. Когда мы любим человека, мы не гневаемся на него, а когда хотя бы слегка обижены, можем раздражаться и даже гневаться…

Памятозлобие есть «НЕНАВИСТЬ К ПРАВДЕ». Правда Божия – в жертвенной любви, а правда человеческая в битве за справедливость. Это разные вещи. Надо сделать всё, чтобы у нас не было ненависти к правде Божией. Чтобы мы ради Христа могли любого простить и искренне молиться за него. Да, тот, кто обидел – ошибся, не прав и нет никаких сил это терпеть. Но Бог эти силы может дать, если мы ради Христа всякий раз будем следовать евангелию. Надо хотя бы постараться.

Памятозлобие есть «РЖАВЧИНА ДУШИ». Памятозлобие и добродетель не совместимы. Добро украшает душу, а памятозлобие уродует. Нам не нравится, когда железо ржавое. Нужно его как-то чистить, красить… С памятозлобием будет только ржавая душа.

Памятозлобие есть «ПОСРАМЛЕНИЕ МОЛИТВЫ». То есть быть в памятозлобии и молиться от сердца живому Богу – невозможно. Что-то одно. Нужно просить Господа: «Господи, очисти меня от памятозлобия». Очень хорошая молитва. Всем советую.

Теперь напротив: «НЕпамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит…».

Когда человек видит свои грехи и пытается их искоренить, он быстро познает свою немощь и понимает, что без помощи Божией он не может победить зло в себе. Христос заповедал нам молиться за обижающих нас. И если мы будем лишь оправдывать себя, то эта заноза памятозлобия останется. Самоукорение должно быть без всяких условий – всё по грехам своим приемлю и за всё Бога благодарю.

«Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить». То есть кающемуся человеку несвойственно кого-либо осуждать. А если в нас есть памятозлобие, то есть и осуждение.

Мы должны совершать постоянные усилия над собой, а не пытаться исправить ближних, которые грешили, грешат и будут грешить. Ничего мы сами изменить не сможем. Мы должны начать суд с самих себя. И все усилия направить на себя, особенно во время Великого поста. Мы уже больше половины поста прошли. Осталось немного, совсем чуть-чуть и скоро финиш. И уже должны быть плоды. Какие? Дух мирен. Как апостол Павел пишет: «Любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание» и прочие добродетели. Если в нас появились ростки этих добродетелей, значит мы не напрасно провели дни поста. Если же ничего не изменилось, то нужно срочно исправлять ошибки. Преподобный Иоанн Лествичник нам подсказывает, что корень всех памятозлобий, осуждений, самооправданий, зависти – это гордыня. Он пишет о «безумной гордости». Духовное безумие – когда мы живем по своей гордыне.

«Гордость есть отвержение Бога, презрение человеков, матерь осуждения, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией». Бог гордым противится. Многие горделиво рассуждают: «я всё могу, я всё знаю, сейчас я всех научу, всех исправлю, всем всё скажу». Пока ты бревно из своего глаза не вынешь, ничего хорошего ты не скажешь. А как только вынешь, тебе может и говорить не захочется. Будет потребность молиться и являть пример подлинной христианской жизни. Пока мы этого не сможем сделать, все наши слова бесполезны.

Иоанн Лествичник молчал и писал такие дивные поучения. Важно вслушаться в его слова, увидеть свои ошибки, а не ошибки своих ближних, и с помощью Божией исправить их. Аминь.

протоиерей Владимир Шафоростов

Поделиться:

Другие проповеди

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Одинцовского и Красногорского Фомы священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Одинцовской епархии Русской Православной Церкви

Небеса́ у́бо досто́йно да веселя́тся, земля́ же да ра́дуется, да пра́зднует же мир, ви́димый же весь и неви́димый Христо́с бо воста́, весе́лие ве́чное. (1-я песнь

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Крутицкого и Коломенского ПАВЛА, Патриаршего наместника Московской митрополии

Преосвященным архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Московской митрополии Преосвященным архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Московской митрополии «Прииди́те, воспои́м, лю́дие,

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Преосвященные

Закрыть меню