Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Братья и сёстры, сейчас мы с вами слышали евангельскую историю о том, как некий человек подошёл Господу и просил исцелить его сына. Сын с детства был бесноватый, видно, очень тяжело ему было. Причем сначала человек просил учеников исцелить, но они не смогли. В Евангелии описано много случаев, когда люди подходили ко Господу и просили: «Господи, помоги, исцели, скажи слово и исцели…». Они без сомнения просили Его.

А этот человек говорит: «Если что-то сможешь, сделай. Вот ученики Твои не смогли, а Ты сможешь?! Помоги пожалуйста». И Господь не может. Что говорит Господь человеку? «Если хоть чуть-чуть сможешь веровать, то верующему все возможно». Это не похоже на те случаи, которые в Евангелии описаны. Господь подталкивает человека к вере. И человек, понуждая себя (видно надежда была уже последней) думал, что если этот Чудотворец не сможет сына исцелить, то тогда, наверное, уже никто не сможет. И обращается ко Господу: «Помоги моему неверию».

И вот на этой маленькой вере, Господь начинает творить чудо и изгоняет беса.

Что с нами происходит, дорогие мои?! А в нас с вами тоже веры нет. Мы часто к Богу обращаемся: «Господи, помилуй, помоги, сделай что-то». Внешне мы всё соблюдаем правильно: просим, какие-то пожертвования приносим, еще что-то делаем. А в глубине нас вера есть или нет? В большинстве случаев, к сожалению, нет. Кстати, многие даже на исповеди каются в маловерии. Когда у человека все хорошо, он ходит в храм и думает, что он верующий. Но когда случаются серьезные скорби, как у человека, который просит об исцелении (скорбь тяжелая – с детства его сын страдал), то можно не только веру, можно все надежды потерять. Когда мы с вами подходим к краю, теряем (даже) надежду, то у нас нет реальной веры. Потому, мы к сожалению, и не получаем от Бога просимого.

Что делать? Всем советую (даже тем, кто думает, что у него вера есть) – включить слова, которые говорили апостолы, когда у них были смущения: «Господи, умножь в нас веру!». Вот они смутились (по какому-то случаю), растерялись и просто обратились с этими словами ко Господу. Это образ молитвы, которой мы все с вами должны молиться. Эти слова просто нужно в правило включить и просить, чтобы Бог умножил в нас веру. Либо словами, которые сказал отец, прося о сыне: «Господи, помоги моему неверию». Всё в Евангелии нам дано. Будем молиться, вера будет умножаться. Я давно некоторым людям говорил: «вы знаете, я не прозорливый, но видно, как у людей меняется внутреннее состояние через какое-то время». Эти люди запомнили эту молитву и включили ее в свое молитвенное правило. Человек говорит: «Господи, умножь во мне веру». Проходит какое-то время, и человек меняется.

Есть еще один момент: апостолы спрашивают Христа: «почему мы не смогли изгнать?». Вроде бы до этого, Господь дал им силы чудотворить – бесов изгонять, проповедовать, болезни лечить и т.п. А здесь они не смогли. Господь ответил: «этот род изгоняется только молитвой и постом». Под словами «молитва» и «пост» нужно, честно говоря, понимать — это труд. Просто духовный труд. Живя в мире, мы с вами имеем различные сложности, которые без труда мы не сможем преодолеть. Любые мирские сложности преодолеваются трудом, а иногда очень серьезным напряжением. Кто-то имеет болезни, кто-то – сложные ситуации. Мы обращаемся к Богу и думаем, что это по мановению сразу должно исчезнуть. Бог без нас (как и в случае с этим отцом) не может помочь исцелить. Как только капелька веры появляется, Бог исцеляет. В Евангелии есть и другие случаи, когда по неверию Бог не мог сотворить множество чудес. И без нашего труда Он нам помочь не сможет. Если мы будем просить, но при этом сами ничего не будем предпринимать, то ни с нашей душой, ни вокруг нас ничего не изменится.  Бог без нас не будет ничего делать. Так какие же это труды? Молитва и пост. Мало того, те, кто жалуется на исповеди, что молиться не получается, рассеивается на молитве должны понимать, что если руки опустим, то на этом все закончится, и все спасение тоже закончится. Руки опускать нельзя!

Пост и молитва призваны к одному – к труду. Выработать в нас терпение и смирение. Это самые главные добродетели. Т.е. не бесов изгонять, не молиться, поднявшись к потолку, не по водам ходить, а только терпение и смирение могут нас спасти. Без них невозможно.

Братья и сёстры, я вас очень серьезно призываю к тому, чтобы оставшееся время поста серьезно поднапрячься, чтобы, придя к Пасхе увидеть какие мы получим духовные плоды. Когда человек познает свою немощь и понял, что он ничего не может без Бога, то это и есть духовный плод. Это очень серьезное дарование от Бога. Бог откликнулся и дал это знание. Но все же труд и молитва необходимы. И тогда Господь, по милосердию своему, с каждым из нас сотворит чудо по состоянию каждого человека.

Аминь

священник Михаил Комолов

Поделиться:

Другие проповеди

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Одинцовского и Красногорского Фомы священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Одинцовской епархии Русской Православной Церкви

Небеса́ у́бо досто́йно да веселя́тся, земля́ же да ра́дуется, да пра́зднует же мир, ви́димый же весь и неви́димый Христо́с бо воста́, весе́лие ве́чное. (1-я песнь

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Крутицкого и Коломенского ПАВЛА, Патриаршего наместника Московской митрополии

Преосвященным архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Московской митрополии Преосвященным архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Московской митрополии «Прииди́те, воспои́м, лю́дие,

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Преосвященные

Закрыть меню