• Содержание программы
  • Пояснительная записка
  • Литература

Содержание программы

Пояснительная записка

Образовательно-воспитательная программа «Основы православной культуры и нравственности» направлена на формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (5–8 лет).

Цель программы

Целостное духовно-нравственное развитие личности через приобщение детей к основам православной культуры и церковной жизни

Задачи программы

Обучающие:

  • ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни;
  • способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам подвига благочестия;
  • дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;
  • раскрыть основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия;
  • приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и исторических лиц, образцов церковного православного и народного искусства;
  • помочь детям освоить духовно-нравственные категории: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и т.д.

Развивающие:

  • содействовать сохранению духовного, психического и физического здоровья ребенка;
  • оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;
  • содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства;
  • помочь в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия;
  • развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и умения делать самостоятельный нравственный выбор;
  • содействовать развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;
  • содействовать развитию ручных умений при работе с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами;
  • содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, почтения и любви к родителям и всем людям;
  • формировать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, адекватному проявлению этих чувств;

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, благоговения к святыням;
  • воспитывать культуру заботливого отношения к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;
  • воспитывать послушание, желание подражать благим образцам, жить по совести;
  • формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда

Дидактические принципы

  • уважительное отношение к личности ребенка;
  • создание для занятий детей комфортной обстановки;
  • формирование положительного отношения к учению, уважения и доверия к священнику и педагогу;
  • создание интереса к православной культуре, традициям и обычаям верующего русского народа

Педагогические принципы

  • принципы духовно-нравственного воспитания
    (основной принцип духовно-нравственного воспитания — построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила — «Уклонись от зла и сотвори благо»);
  • гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним);
  • природосообразностъ (воспитание основывается на понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с Законами Божественного мироустройства) развития человека сообразно его полу и возрасту);
  • кулътуросообразностъ (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и православной веры);
  • религиозный характер образования и соблюдение законности (соответствие действующему законодательству Российской Федерации);
  • принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор);
  • сотворчество педагога, родителей и детей

Литература для детей

  1. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. – М., 1997.
  2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1997.
  3. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 1997.
  4. Святая Русь. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1994

Литература для педагога

  1. Библия в рассказах для детей. — Издательский совет РПЦ, 2006.
  2. Детям о Православной вере, издание 2-е, части I- IV. – СПб.: изд-во «Смирение», 2008.
  3. Закон Божий (для семьи и школы). — СПб.: изд-во «Братство Новомученика Архиепископа Иллариона Верейского», 2000.
  4. Основы Православной культуры и нравственности (материалы для школьных уроков), ч. I, II. – М., 2003.
  5. Сурова Л.В. Открытый урок (книга для педагогов и родителей. – Клин: Издательство «Христианская жизнь», 2006.
Закрыть меню