• Содержание программы
  • Пояснительная записка
  • Освоение программы
  • Литература

Содержание программы

Пояснительная записка

Составлена на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Автор: Костина Э.П. – М.,2006. и авторской программы Игнатовой И.Н. «Раннее развитие детей 4-6 лет на музыкальной основе», рекомендованной учебно — методическим центром по образованию г. Санкт-Петербурга, 2008 г.
Рабочая программа по музыке рассчитана на 1 час в неделю на протяжении 9 месяцев (с сентября по май) учебного года.

Длительность программы и возраст

Рабочая программа по музыке рассчитана на 1 час в неделю на протяжении 9 месяцев (с сентября по май) учебного года.
Данная программа предназначена для занятий с детьми 4 — 5 лет.

Цель программы

Целью данной программы является раннее приобщение детей 4 — 5 лет к миру музыкального искусства.

Задачи программы

  • комплексное развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкального мышления, памяти, воображения
  • обучение пению через подготовительные, артикуляционные упражнения и распевки, звукоподражание, вокальную гимнастику, исполнение песен
  • освоение танцевальных движений в соответствии с характером музыки, формирование мелкой пальчиковой моторики
  • закладывание основ музыкальной культуры (музыкального вкуса, интонационного запаса, художественных эмоций, расширение музыкального кругозора)
  • стимулирование познавательной деятельности детей, воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности (воли, внимания, адаптации в коллективе)
  • развитие речи, пополнение словарного запаса
  • расширение представлений об окружающем мире (знакомство с  временами года и их отличительными признаками, с церковными и народными традициями и праздниками)

Ожидаемый результат

Ожидаемые результаты применения данной программы заключаются в воспитании гармонично развитой личности, ранней подготовке будущих грамотных слушателей с развитым слухом и эстетическим вкусом, способных чувствовать и понимать музыку.

Освоение программы

Певческая деятельность

Развивать и укреплять артикуляционный аппарат различными упражнениями и распевками, звукоподражанием, артикуляционной гимнастикой.
Вырабатывать правильное певческое дыхание (вдыхать носом, выдыхать ртом).
Формировать певческие навыки (учить петь не напрягаясь, не форсируя звук, петь в одном темпе, петь всем вместе, не отставая и не опережая друг друга).
Добиваться чистоты интонирования отдельных звуков (повторяя за педагогом) в диапазоне квинты (ре-ля) первой октавы.
Учить напевному исполнению: протяжно пропевать гласные звуки в слове; учить легкому отрывистому пению.
Учить осознанно использовать в пении средства выразительности: высота звука (высокие, низкие звуки, звуки одной высоты), динамические оттенки (тихое-громкое звучание), темп (быстрый, медленный),тембр (нежный, звучный, яркий), выразительные мимику, жесты, движения.

Слушание музыки

Развивать культуру слушания музыки, содействуя эстетическому наслаждению; побуждать сосредоточенно слушать музыкальные произведения, не отвлекаясь.
Расширять музыкальный кругозор ребенка, воспитывая в нем интерес к миру звуков (шум леса, моря), знакомство с лучшими образцами песен для детей, русской народной музыки, шедеврами классической музыки, современной музыкой.
Учить детей слушать и определять музыку контрастного характера (веселая, бодрая, задорная – грустная, спокойная, нежная).

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики (сжимание – разжимание кулачков, напряжение – расслабление пальцев, сгибание – разгибание пальцев всех вместе и по очереди, упражнения для кончиков пальцев, для запястья, вращение, покачивание пальцев, составление из пальцев различных фигур), укрепление мышц пальцев и ладоней для помощи в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, в письме.

Музыкально – ритмическая деятельность

Формировать правильную осанку, развивать основные движения: шаг, бег, прыжки – учить маршировать (друг за другом и на месте); ходить, высоко поднимая ноги; бегать на носочках (по кругу и врассыпную), прыгать на двух ногах («зайчики»), двигаться прямым галопом («лошадки»).
Учить выполнять простейшие танцевальные движения: двигаться по кругу хороводным шагом, ритмично хлопать в ладоши, легко пружинить ногами («пружинка»), выставлять ноги на пятки, вращать кистями рук, («фонарики»), притопывать попеременно ногами, кружиться в парах.
Учить детей реагировать движением (по показу педагога и самостоятельно) на начало и конец музыкального произведения.
Двигаться в соответствии с характером музыки (спокойным – добрым), в соответствии с темпом (умеренным – быстрым).
Передавать в движениях образы животных: зайчика, медведя, волка, лисы и т.д.
Развивать мелкую и крупную моторику в подвижных играх и танцах.
Развивать эмоциональность, умение передавать эмоции через движение, мимику.

Развитие речи

Побуждать детей пересказывать содержание сказок, прослушанных песен. Расширять и активизировать словарный запас, выучивая тексты разучиваемых песен, музыкальных игр, стихотворений, пальчиковых игр.
Развивать и укреплять артикуляционный аппарат различными логопедическими, фонетическими речевыми и дыхательными упражнениями.
Развивать плавность и выразительность речи различными упражнениями на координацию речи и движения.

Игра на детских музыкальных инструментах

Учить детей определять детские ударно-шумовые инструменты по внешнему виду (барабан, бубен, маракасы, погремушки, колокольчики, треугольник, ложки, металлофон и др.) и на слух.
Учить детей играть на детских ударно – шумовых инструментах сольно (по показу педагога) и в оркестре, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее, точно исполнять постоянную метрическую пульсацию.

Музыкальные игры

Развивать музыкально – творческие способности, познавательные процессы посредством музыкально – игрового творчества:

  • игры на развитие звуковысотного слуха
  • игры на развитие динамического слуха
  • игры на развитие чувства ритма
  • игры на развитие музыкальной памяти
  • игры на развитие внимания
  • игры на развитие мышления
  • игры на мышечную концентрацию и расслабление
  • хороводные игры
  • подвижные игры

Литература

  1. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. – М.,1998.
  2. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. –
  3. Ярославль, 2005.
  4. Анищенкова Е.С. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.,2006.
  5. Анищенкова Е.С. – Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.,2007.
  6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками. – СПб., 2005.
  7. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. М., 2006.
  8. Ветлугина Н. Музыкальный букварь.М.,1989.
  9. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006.
  10. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду: старшая и подготовительные группы. Ярославль, 2006.
  11. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк: Песни для детей от 2 до 8 лет.
  12. Ярославль, 2005.
  13. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительные группы. М.,2006.
  14. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра: Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет. – СПб., 1999.
  15. Зарецкая Н., Роот З. Праздники в детском саду: Сценарии, песни, танцы.
  16. – М.,2006.
  17. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет.- М.,2001.
  18. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа). – СПб.,1999.
  19. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (средняя группа). – СПб.,2000.
  20. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). – СПб.,2000.
  21. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  22. ( подготовительная группа). – СПб.,2000.
  23. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.,2007.
  24. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.,2005.
  25. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.,2006.
  26. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.,2005.
  27. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.,2005.
  28. Маленький музыкант: Фортепианный альбом / Авт. – сост. Шух М.А. – М.,2004.
  29. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ. – СПб.,1998.
  30. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авторы – сост.: Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. – М.,1984.
  31. Парцхаладзе М. Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.,2003.
  32. Роот З. Музыкальные сценарии для детского сада: Танцы, песни. –
  33. М.,2006.
  34. Роот З. Песенки и праздники для малышей: Сценарии, ноты. – М.,2005.
  35. Соколова Ю. Игры с пальчиками. – М.,2002.
  36.  
Закрыть меню