• Содержание программы
  • Пояснительная записка
  • Литература

Содержание программы

Вводное занятие

Теория. Знакомство с группой детей.
Правила безопасной работы и личной гигиены. Знакомство с историей развития мозаики. Политехнические сведения о материалах и инструментах, используемых для мозаичной аппликации, о способах закрепления материалов, составляющих мозаику и аппликацию. Знакомство с видами мозаики и аппликации, правилами выполнения. Развитие пространственного воображения. Воспитание творческого отношения к
труду.

Форма аттестации/контроля. Опрос.

Мозаика из природных материалов: семян и круп

Теория. Знакомство с приёмами работы с природными материалами, способами скрепления, компоновки и отделки мозаичной аппликации. Назначение и использование природного материала в мозаике. Приемы и способы выполнения мозаичной аппликации. Мозаичное моделирование из засушенной листвы. Своеобразие внешнего вида: форма, цвет, поверхность и т.п. Особенности декорирования панно. Правила безопасности при работе. Работа с миниатюрой, особенности работы. Использование красок в мозаике. Разновидности и особенности работы.
Материалы для изготовления поделок. Знакомство с приёмами подбора семян и круп по цвету, размеру, текстуре для выполнения всех видов мозаичной аппликации. Технология выполнения поделок из круп и семян. Особенности и приемы работы с разным размерами круп. Правила работы по схеме, трафарету. Особенности работы с перьями, шишками, сухоцветами при объемном расположении. Развитие творческих начал личности младших школьников. Воспитание настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Практическая работа: Изготовление мозаичной аппликации, композиций из засушенных листьев («Осенний букет», «Лисичка и лисенок», «Белочка», «Рыбки в аквариуме», «Ковер», «Цветы в вазе» и т.д.).
Форма аттестации/контроля. Опрос, просмотр готовых изделий, выставка.

Мозаика из пластилина

Теория. Понятие «лепка». Приемы и техники лепки (растирание, скатывание шариков, сплющивание), изучение свойств пластилина, составления композиций из готовых объемных фигурок. Что может пластилин? Возможности пластилина, сочетание по цвету, переход цвета, создание нового образа и цвета. Плоскостная композиция.

Практическая работа: Изготовление мозаичных аппликаций из пластилина «Радуга», «Цветы для мамы», «Бабочка», «Лисичка», «Сказочные герои из мультфильмов» и т.д.
Форма аттестации/контроля. Творческая работа, наблюдение.

Мозаика и аппликация из бумаги (все виды)

Теория. Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги, особенности работы с разновидностями бумажной продукции. Основные приемы работы с картоном и цветной бумагой. Окраска и декоративная обработка бумаги. Изменение структуры и возможностей работы с бумагой. Выполнение мозаики из бумаги. Последовательность выполнения работы в технике вырезывания, обрывания и накладывания частиц из бумаги. Аппликация из геометрических фигур. Симметричная аппликация. Знакомство с разными приёмами вырезания геометрических и симметричных форм. Объемная аппликация с использованием техники оригами. Модульная аппликация. Развитие глазомера. Привитие интереса к декоративно – прикладному творчеству.

Практическая работа: Изготовление мозаичной аппликации из бумаги «Ковёр из осенних листьев»; Геометрическая аппликация. «Птичка», «Платок»; Обрывная аппликация «Берёза». «Осенний день», «Морские обитатели»; Объёмная аппликация «Ромашка», «Ёжик».
Форма аттестации/контроля. Творческая работа, наблюдение.

Итоговое занятие

Теория. Презентация и обсуждение выполненных творческих работ. Выставка работ учащихся внутри детского объединения. Закрепление полученных знаний об истории мозаичной аппликации, видах, способах соединения материалов, ритме, композиции и т.д.

Практическая работа: Организация выставки, защита – представление творческих работ.
Форма аттестации/контроля. Тест. Выставка.

Варианты объектов труда подготовки обучения. Презентация, интернет, образцы материалов, инструментов и приспособлений, эскизы, журналы по аппликациям, готовые образцы аппликации, панно и композиции.

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Мозаика» имеет художественную направленность и знакомит с изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. Программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность и направлена на формирование готовности и способности детей к реализации своего творческого потенциала средствами декоративно-прикладного творчества.
Мозаика — интересный вид художественной деятельности -это способ работы с цветными кусочками различных материалов: смальта, ракушки, глина и другой природный материал. За период обучения дети приобретают определенные знания и умения: о предметах труда, о физических, технологических свойствах данных материалов; знания и умение пользоваться обработочными инструментами, знание правил пользования инструментами, правил техники безопасности, умение планировать трудовой процесс.
В процессе реализации программы развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер. Занимательность работы по созданию композиций, панно способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления панно, мозаичных аппликаций, композиций. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, мозаичных аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Длительность программы

Образовательная программа рассчитана на 3 года.
Первый год обучения — 2 раза в неделю по 1 академическому часу (занятие по 40 минут).
Второй год обучения — 2 раза в неделю по 2 академическому часу (занятие по 40 минут).
Третий год обучения — 2 раза в неделю по 2 академического часа (занятие по 40 минут), между академическими часами перерыв 10 минут.

Цель программы

Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, через знакомство с основами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:
  • познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • обучение различным приемам и разным видам работы с бумагой, с природным материалом, с тканью;
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами;
  • организация деятельности по изучению и закреплению навыков к порядку выполнения работы;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • формирование умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

  • создание условий для развития композиционных умений: умений составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
  • развитие положительных эмоций, волевых и трудовых качеств учащихся, таких как самостоятельность, инициативность и творческий подход;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения;
  • развитие эстетического восприятия;
  • развитие познавательной активности, исследовательских навыков;
  • развитие моторики рук, глазомера.
Воспитательные:
  • сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • создавать творческую;
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • обеспечение условий для воспитания эстетического мировосприятия;
  • обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся, их аккуратности, трудолюбия, интереса к занятиям

Ожидаемый результат

В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

Предметные:

  • владения знаниями по истории развития техник: аппликация, орнамент, мозаика, аппликация и др., как разновидности декоративно — прикладного творчества;
  • ознакомление с приемами и способами работы, с такими материалами как: бумага, картон, природный материал, ткань, пластилин и др;
  • умение составлять эскизы, узоры, схемы, чертежи, изображения предметов;
  • стремление создавать предметы декоративно-прикладного творчества по собственному замыслу;
  • умение составлять композиции;
  • расширение кругозора в области традиционного народного искусства;
  • ознакомление детей с правилами по технике безопасности при работе с инструментами;
  • обучение навыкам работы с оборудованием;
  • развитие координации движений, мелкой моторики и сенсорики пальцев

Метапредметные:

  • умение рационально организовать свое рабочее место;
  • умение организовывать деятельность в соответствии с правилами безопасности для себя и окружающих;
  • умение работать индивидуально и в группе, ощущать себя частью коллектива, нести ответственность за свои поступки;
  • уважительное отношение к мнению окружающих, умение формулировать и отстаивать свое мнение;
  • умение оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
  • доброжелательное отношение к результатам труда своих товарищей;
  • умение достигать поставленной цели;
  • умение высказывать свое мнение;
  • умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, обращаться за помощью;

Личностные:

  • стремление к расширению знаний в области декоративно — прикладного искусства;
  • аккуратности, ответственности, осознанного подхода к работе;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • привитие любви к ручному труду;
  • развитие творческих способностей и потребности в самореализации;
  • привитие интереса к культуре, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам;
  • привитие основы культуры труда;
  • самостоятельности детского творчества;
  • уважительное отношение к результатам труда;
  • интерес к творческой деятельности.

Литература для детей

1. Баркер Э., Мом Д. «Первые поделки для малышей», — М.: Эксмо, 2009. – 96
2. Богатова И.В. «Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура». – М.: Мартин. 2011, — 108 с.
3. Букина С .,Букин М. «Квиллинг: шаг вперед» — Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 94 с.
4.Васина Н.С. «Бумажная симфония». – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
5.Галанова Т.В. «Вырезаем из бумаги». – М. :АСТ-ПРЕСС СКД, — 64 с.
6.Геронимус Т.М. «Технология: Маленький мастер: учебник для 1 класса», М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.-128с.
7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» — Ярославль: Академия развития: Академия, К*: Академия Холдинг, 2001. – 96 с.
8.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» — Ярославль: Академия развития, 2009. — 144 с.
9. Зайцева А.А. «Идеи для подарка», — М.:РОСМЭН, 2008.- 32 с.
10. Кабаченко С. «Бумажные человечки: веселое творчество для всей семьи»-М. .:Эксмо, 2010. – 64 с.
11 . Мельникова «Скрапбукинг. Твоя фотоистория» — М. :ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 32 с.
12. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки». -М.:Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
13. Хайн Д. «Игрушки – мобиле». – М. : Айрис-пресс, 2007. – 32 с.
14. Хворостухина С.А. «Оригинальные поделки для дома». – М. : ООО ТД«Издательство «Мир книги», 2009. – 224 с.
15.Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей» — Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с.
16. Белякова О. В. «Лучшие поделки из бумаги» Ярославль: Академия развития,2010
17. Зайцева А. А. «Бумажная аппликация» Москва 2014

Литература для педагога

1. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» Ярославль: Академия развития,2009(серия: умелые ручки).
2. Декоративная бумага (25 оригинальных изделий) Москва «АСТ-ПРЕСС»
3. Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. М.Эксмо2010.
4. Зайцева А. А. Природные материалы. М. Эксмо2013
5. Зайцева А. А. Поделки из яичной скорлупы. М. Эксмо2013
6. Зайцева А. А. Модульное оригами. М. Эксмо2014
7. Ильченко Л.П. Мозаика.- М.,2003.
8. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу. М. Эксмо2015
9. Перевертень Г. И. «Мозаика из круп и семян» М.2007
10. Природные материалы М. Эксмо
11. Румянцева Е. А. «Аппликация. Простые поделки. М.Айриспресс.2008.
12. Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких» М. Айрис- Пресс2012.
13.Тойбнер А. «Прикольные поделки из цветной бумаги»
14. Наумова Л. «Новогодние поделки из бумаги» Эксмо
15. Зайцева А. А. «Яркие петушки из бумаги» Эксмо 2016
16. Нагибина М. И. «Аппликация из бумаги» Ярославль: Академия развития,2011
17. Болдова М.Д. «Бумагия» Москва 2019
18. Измайлова Т.И. «Печворк» Москва2019
19. Зайцева А. А. «Бумажная аппликация» Москва 2014
20. Белякова О. В. «Лучшие поделки из бумаги»
Ярославль: Академия развития,2010
21. Тойбнер А. «Фигурки и игрушки из бумаги, ткани и горшочков»
Ярославль: Академия развития,2011

Закрыть меню