• Содержание программы
  • Пояснительная записка
  • Литература

Содержание программы

Первый год обучения

Вводные занятия: что изучает предмет «Духовное краеведение».
Теоретические занятия:
Тема 1. Что такое «епархия»? Знакомство с понятиями «краеведение», «епархия», «храм», «церковь» и т.п.

Тема 2. Как Герда победила снежных чудищ.
Сила любви. Знакомство с оригиналом сказки Х.К.Андерсена (без купюр). Введение понятия «Бог Отец», «молитва». Творческая работа: рисунок «Герда спасает Кая».

Практические занятия:
Тема 1. Посещение картинной галереи.
Тема 2. Просмотр м./ф. «Снежная королева». Сравнивание авторского текста сказки и советского м./ф., обсуждение. Введение понятия «вера».

РАЗДЕЛ 1. КРАСОТА БОЖИЕГО МИРА:
НАБЛЮДАЕМ, СЛУШАЕМ, ИЗОБРАЖАЕМ

Тема 1.1. Мы и мир Божий
Теоретические занятия. Красота в окружающем мире. Обсуждение летних впечатлений. Введение понятия «Творец», «Создатель».
Практические занятия. Творческая работа: рисунок «Что красивое я видел летом?». Слушание музыки.

Тема 1.2. Красота в окружающем мире
Теоретические занятия. Развитие умения эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. Рассматривание картины, слушание музыки.
Практические занятия. Творческие работы: рисунок «Что тебе представилось, когда ты слушал эту музыку».

Тема 1.3. Поиски красивого вокруг себя
Теоретические занятия. Знакомство с проявлениями красоты. Рассматривание цветов и деревьев.
Практические занятия. Творческая работа: рисунок «Мой любимый цветок только что проснулся».

Тема 1.4. Красота рукотворная и нерукотворная. Родина. Природа
Теоретические занятия. Знакомство с понятиями «рукотворная» и «нерукотворная» красота. Рассматривание пейзажей известных русских художников. Беседа о Родине и красоте родного края, о животных, встречающихся в наших краях. Сравнивание разных животных.
Практические занятия: Рисунок «Моё любимое место в Красногорске»/ вариант: «Моё любимое животное».

Тема 1.5. Красота нерукотворная
Теоретические занятия. Сравнивание пейзажей И.К.Айвазовского «Вид Одессы в лунную ночь» и «Морской берег. Прощание»: ночное море – море на рассвете.
Практические занятия: Рисунок — морской пейзаж.

Тема 1.6. Красота рукотворная
Теоретические занятия. Рассматривание фото двух храмов, сравнение их. Обсуждение: что такое храм, для чего он служит, какие храмы известны учащимся в нашем городе.
Практические занятия. Рисунок: «Храм, который построил бы я». (Другая возможная тема рисунка: «Дом, в котором я хотел бы жить»).

Тема 1.7. Покров Божией Матери
Теоретические занятия. Беседа о празднике: какому событию он посвящён?
Практические занятия: Экскурсия в Знаменский храм.

Тема 1.8. Бог – Творец красивого мира
Теоретические занятия. Слушание звучащего вокруг нас мира: звуки природы на кассете. Рассматривание иллюстрации. Слушание музыки. Рассказ учителя о том, как Бог сотворил мир.
Практические занятия. Рисунок «Дни творения». Первый – третий день творения.

Тема 1.9. Сотворение мира. Четвертый – пятый день творения
Теоретические занятия. Беседа о том, что было сотворено Богом в эти дни.
Практические занятия. Рисунок «Дни творения»: четвертый – пятый день. Домашнее задание: рисунок «Шестой день творения мира».

Тема 1.10. Сотворение человека. Любимое творение Божие
Теоретические занятия. Обсуждение вопросов: «Каким Бог сотворил человека? Какие законы дал ему? Где и как жили первые люди?»
Практические занятия. Рисунок на тему: «Жизнь в Раю». Слушание музыки. (Вариант творческой работы: аппликация «Рай»).

Тема 1.11. «Дни творения» А.Я.Киселева. Что такое «Библия»?
Закрепление пройденного материала. Рассказ учителя о Библии.

Тема 1.12. Празднование Казанской иконе Божией Матери
Теоретические занятия. Беседа о Казанской иконе Божией Матери.
Практические занятия. Экскурсия.

Тема 1.13. Как изобразить доброго и красивого человека
Теоретические занятия. Беседа о доброте, красоте и о маме.
Практические занятия: Рисунок «Мама».

Тема 1.14. Добрые и злые ангелы
Теоретические занятия. Беседа о том, почему люди покинули Рай. История Денницы. Война добрых ангелов со злыми.
Практические занятия. Рисунок «Добрый ангел» (Архистратиг Михаил).

Тема 1.15. Добрые и злые люди. Святые люди
Теоретические занятия. Рассматривание иллюстраций. Отражение доброго и злого красками и словами.
Практические занятия. Слушание музыки, рисование и сочинение текстов к рисункам (Например, «добрые» и «злые» цветы, облака, тучи, дождь, солнце и т.п.).

РАЗДЕЛ 2. В ОЖИДАНИИ РОЖДЕСТВА – САМОГО КРАСИВОГО СОБЫТИЯ ЗИМЫ

Тема 2.1.Как люди покинули Рай
Теоретические занятия. Рассматривание иллюстрации «Изгнание из Рая». Беседа о причинах изгнания Адама и Евы из Рая. Обсуждение вопроса: «Как нужно поступить, если тебя наказали?» Обсуждение понятий «послушание», «непослушание», «прощение», «гордость». Слушание музыки.

Тема 2.2. Изгнание из Рая
Практические занятия. Просмотр отрывка к./ф. «Сотворение мира».

Тема 2.3. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира
Теоретические занятия. Беседа: непослушание – грусть. Последствия непослушания.
Практические занятия. Творческая работа: Рисование, отгадывание загадок по иллюстрациям. Слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстраций. Разработка взаимосвязи нравственно-эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Тема 2.4. История Иосифа
Теоретические занятия. Переход от понятий «непослушание – печаль» к понятиям «скромность – послушание – радость» (контрастная драматургия урока). История Иосифа и его братьев (Бытие, глава 37).
Практические занятия: Просмотр м./ф. «Иосиф Прекрасный». Обсуждение поведения Иосифа и его братьев.

Тема 2.5. Добрые и злые люди. Каин и Авель
Теоретические занятия: Рассказ о жизни Адама и Евы после изгнания из Рая. Дети Адама и Евы. Расширение ряда понятий «непослушание — зло – печаль – смерть». Опережающее введение заповеди «Не убий».
Практические занятия. Слушание музыки. Рассматривание пейзажей поздней осени (умирание в природе).

Тема 2.6. За что были наказаны люди
Теоретические занятия. Чтение истории Ноя (Бытие, главы 6 – 9). Обсуждение проблемы: Как бороться с грехом? Причина гнева Божия на людей. Спасение Ноя с семейством.
Практические занятия. Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Рисунок «Радуга – напоминание о спасении Ноя от потопа».

Тема 2.7. Как Бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария
Теоретические занятия. Повторение истории жизни Девы Марии. Чтение рассказа из Евангелия «Благовещение».
Практические занятия. Рассматривание иллюстрации «Богоматерь Умиление». Слушание песнопения «Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица». Рисование по теме «Радости зимы».

Тема 2.8. Рождество Пресвятой Богородицы
Теоретические занятия. Беседа об Иоакиме и Анне – родителях Девы Марии. Добрые, благочестивые люди. Знакомство с понятием «благочестие».
Радость Иоакима и Анны, возвещённая им архангелом Гавриилом.
Рассматривание иконы «Рождество Божией Матери».

Тема 2.9.
Практические занятия. Экскурсия к Рождественскому вертепу на Соборную площадь.

РАЗДЕЛ 3. ПРАЗДНИКИ – РАДОСТИ ЗИМЫ

Тема 3.1. Практическое занятие. «Рождество Христово» — вертепный театр.

Теоретические занятия

Тема 3.2. Праздники – радости.
Обсуждение радостей зимы. Рассказ о традициях празднования Рождества в храме.

Тема 3.3. Крещение Господне.
Рассказ о празднике. Великое чудо, случившееся в этот день. Второе название праздника?

Тема 3.4. Зимние радости.
Святки. Беседа о традициях, существующих в России в эти дни. Раскрытие понятий «любовь – мир – красота – благодарение».

Тема 3.5. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рожденья.

Объяснение понятия «день Ангела» и отличие его от дня рождения. Повторение: кто такие ангелы.

Тема 3.6. Твой святой покровитель
Беседа о святых, которые являются нашими небесными покровителями. Подготовка рассказа о своём святом.

Тема 3.7. Сретенье Господне
Обсуждение событий праздника. Народные обычаи, связанные с ним.

Тема 3.8. Праздник дня защитника Отечества
Повторение: что такое Родина. Причины, по которым её нужно защищать? Знаменитые защитники Отечества.

Тема 3.9. Откуда произошел обычай поститься сорок дней
Рассказ о традиции поста. Раскрытие понятий «любовь – самопожертвование – забвение себя ради того, кого любишь». «Спасибо – спаси Бог» — история происхождения выражения.

Тема 3.10. Масленица – подготовка к Великому посту
Знакомство с народными и церковными обычаями празднования Масленицы.

Тема 3.11. Радости Масленицы. Прощеное Воскресенье.
Продолжение разговора о подготовке к Великому посту. Традиция испрашивать прощение у своих близких.

Тема 3.12. Что случилось?
Обсуждение событий, случившихся со Спасителем после Крещения. Введение понятий «любовь – верность».

Тема 3.13. Как люди предали Христа
Тайная Вечеря. Омовение ног – как пример служения людям. Предательство Иуды. Противопоставление понятий «любовь – верность — добро» — и «ненависть – предательство – зло».

Тема 3.14. Практическое занятие. Посещение Лазаревского храма. Ознакомление с подготовкой к Великому посту в храме.

РАЗДЕЛ 4. ЦВЕТА И ЗВУКИ ВЕСНЫ

Теоретические занятия
Тема 4.1. Предательство. Беседа о предательстве Иуды и о взятии Иисуса Христа под стражу. Введение понятия «грех».

Тема 4.2. Распятие. Страстная неделя. Рассказ о днях последней недели земной жизни Спасителя.

Тема 4.3. Какого цвета праздник Пасхи? Драматургическая кульминация уроков всего года. Радость, эмоциональное сопереживание духовно-нравственному событию.
Слушание духовной музыки.

Тема 4.4. Самый красивый праздник – Воскресение Христово. Продолжение темы «Какого цвета праздник…»

Тема 4.5. Праздник дня Победы. Радоница. Беседа о героическом прошлом России, о великих победах русского народа в борьбе с захватчиками, о подвиге русских воинов, отдавших свою жизнь за Родину. Актуализация понятия «память». Примеры воздаяния дани памяти погибшим?

Тема 4.6. Защитники Русской земли. Герои-защитники Отечества.

Тема 4.7. Как рождается семья.
Чтение рассказа «Как река рассердилась на дождик» В.А.Сухомлинского. Наши истоки.

Тема 4.8. Родословие моей семьи.
Знакомство с такими понятиями, как: «род», «предки», «потомки», «династия», «родословие».

Тема 4.9. Родословное древо семьи. Знакомство с понятиями «родословное древо», «поколение». Составление родословия своей семьи: устно.

Практические занятия
Тема 4.10. Экскурсия.

Тема 4.11. Мои обязанности.
Теоретическое занятие: Повторение на тему «Какую заповедь дал Бог Адаму и Еве в Раю». Обсуждение обязанностей человека: перед Богом, перед родителями, перед другими людьми.

Второй год обучения

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА.

Теоретическое занятие
Тема 1.1. Возникновение Красногорска. Практическое занятие

Тема 1.2. Экскурсия в музей.
РАЗДЕЛ 2. СВЯТЫЕ МЕСТА РОДНОГО КРАЯ

Тема 2.1. Теоретические занятия
Храмы и монастыри: история возникновения храма, происхождения названия храма.
Практические занятия. Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.
Экскурсия.

РАЗДЕЛ 3. НАШИ ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ЗЕМЛЯКИ

Теоретические занятия. Знакомство с житием святого.
Тема 3.1. Патриарх Никон.
Практическое занятие

Тема 3.2. Экскурсия в Ново Иерусалимский монастырь.

РАЗДЕЛ 4. ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Теоретические занятия. Рассказ об истории праздника, традициях его празднования в России.

Тема 4.1. Рождество Пресвятой Богородицы.

Тема 4.2. Воздвиженье Честнаго Креста Господня.

Тема 4.3. Покров Пресвятой Богородицы.

Практическое занятие
Экскурсия в Покровский храм.

Теоретические занятия
Тема 4.4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Тема 4.5. Благовещение Пресвятой Богородице.
Тема 4.6. Успение Пресвятой Богородицы.
Тема 4.7. Рождество Христово.
Практическое занятие
Экскурсия к праздничному вертепу.

Теоретические занятия
Тема 4.8. Крещение Господне.
Тема 4.9. Сретение Господне.
Тема 4.10. Преображение Господне.
Тема 4.11. Лазарева суббота.
Практическое занятие:
Посещение Лазаревского храма.

Теоретические занятия
Тема 4.12. Вход Господень в Иерусалим.
Тема 4.13. Пасха Господня.
Тема 4.14. Вознесение Господне.
Тема 4.15. Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица).

РАЗДЕЛ 5. КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ
(СЛАВА ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ,
ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ СВЯТЫЕ, ЧТИМЫЕ ИКОНЫ)

Теоретические занятия
Тема 5.1. Преподобный Сергий Радонежский. Знакомство с житием святого.
Тема 5.2. Празднование Иверской иконе Божией Матери. История иконы и её почитание на Руси.
Тема 5.3. Празднование Казанской иконе Божией Матери. История иконы и её почитание на Руси.

Практическое занятие
Тема 5.6. Экскурсия в Казанский собор.

Теоретические занятия
Тема 5.7. Собор Архистратига Михаила (Михайлов день). История возникновения праздника, его традиции.
Тема 5.8. Великий князь Александр Невский. Знакомство с житием святого. Его заслуги перед Отечеством. Аудио-постановка.
Тема 5.9. «Русский» апостол Андрей Первозванный. Знакомство с житием святого. Причина его особого почитания в России.
Тема 5.10. Празднование святителю Николаю («Никола зимний»). Знакомство с житием святого. Причина его особого почитания в России.
Тема 5.11. Собор Архангела Гавриила. История возникновения праздника, его традиции.
Тема 5.12. Святой великомученик Георгий Победоносец. Просмотр видеофильма. Знакомство с житием святого. Причина его особого почитания в России.

Третий год обучения

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Теоретические занятия
Тема 1.1. Возникновение Красногорска. История возникновения.

Практические занятия
Тема 1.2. Просмотр отрывка из видеофильма.
Тема 1.3. Экскурсия.

РАЗДЕЛ 2. СВЯТЫЕ МЕСТА МОСКОВИИ

Тема 2.1. Храмы и монастыри
Практические занятия. Знакомство с внутренним убранством храма, его историей, праздником или святым, которому посвящён храм (по иконам внутри храма).
Теоретические занятия. История создания монастыря (храма), его устроители.

РАЗДЕЛ 3. НАШИ ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ЗЕМЛЯКИ

Теоретические занятия: Беседа на житие святого. Знакомство с основными вехами жизни святого. Причины почитания святого в нашем краю.
Практические занятия
Тема 3.1. Просмотр фильма по теме.
Тема 3.2. Экскурсия.

РАЗДЕЛ 4. ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Теоретические занятия. История праздника, традиции его празднования в России.
Тема 4.1. Рождество Пресвятой Богородицы.
Тема 4.2. Воздвиженье Честнаго Креста Господня.
Тема 4.3. Покров Пресвятой Богородицы.
Тема 4.4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Тема 4.5. Благовещение Пресвятой Богородице.
Тема 4.6. Успение Пресвятой Богородицы.
Тема 4.7. Рождество Христово.
Тема 4.8. Крещение Господне.
Тема 4.9. Сретение Господне.
Тема 4.10. Преображение Господне.
Тема 4.11. Лазарева суббота. Беседа о событии, случившемся в это день.
Тема 4.12. Вход Господень в Иерусалим.
Тема 4.13. Пасха Господня.
Тема 4.14. Вознесение Господне.
Тема 4.15. Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица).
Практические занятия
Тема 4.11. Посещение Лазаревского храма.

РАЗДЕЛ 5. КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ
(СЛАВА ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ,
ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ СВЯТЫЕ, ЧТИМЫЕ ИКОНЫ)

Теоретические занятия
Тема 5.1. Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Рассказ о чуде, произошедшем в этом городе.
Тема 5.2. Преподобный Сергий Радонежский. Знакомство с житием святого.
Тема 5.3. Празднование Иверской иконе Божией Матери. Беседа о всемирно известной святыне: её история, причины почитания Иверской иконы.
Тема 5.4. Празднование Казанской иконе Божией Матери. Знакомство с историей обретения иконы, событиями в истории России, связанными с этой иконой.
Тема 5.7. Собор Архистратига Михаила (Михайлов день). История праздника и традиции, связанные с его празднованием.
Тема 5.8. Великий князь Александр Невский. Житие князя, его роль в истории Российского государства.
Тема 5.9. «Русский» апостол Андрей Первозванный. Причины почитания в России апостола Андрея.
Тема 5.10. Празднование святителю Николаю («Никола зимний»). Житие святителя. Причины особой любви к нему русского народа.
Тема 5.11. Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси. Житие патриарха Ермогена, его роль в русской истории.
Тема 5.12. Вселенская родительская суббота – что это такое? Традиции поминовения усопших (умерших) на Руси. История их возникновения.
Тема 5.13. Сорок мучеников Севастийских. Подвиг сорока мучеников.
Тема 5.14. Собор Архангела Гавриила. Знакомство с историей праздника.
Практические занятия:
Тема 5.6. Экскурсия в Казанский собор.
Тема 5.15. Святой великомученик Георгий Победоносец. Просмотр видеофильма.

Четвёртый год обучения

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Теоретические занятия
Тема 1.1. По страницам истории родного края.

Тема 1.2. Святые родной земли.

Тема 1.3. Святыни Московии:
Практические занятия
Тема 1.2. Экскурсия.

РАЗДЕЛ 2. СВЯТЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ

Тема 2.1. Храмы и монастыри Московии.
Теоретические занятия. Знакомство с внутренним убранством храма, его историей, праздником или святым, которому посвящён храм (по иконам внутри храма). Беседа об истории построения храма, его создателях.
Практические занятия.
Экскурсия.

РАЗДЕЛ 3. СВЯТЫЕ ПОДВИЖНИКИ МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ

Теоретические занятия
Знакомство с историей жизни святых.

РАЗДЕЛ 4. СВЯТЫНИ МОСКОВИИ

Теоретические занятия
Тема 4.1. Почитание святых икон.
Тема 4.2. Иконы Божией Матери.
РАЗДЕЛ 5. ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НОВОГО ЗАВЕТА

Тема 5.1. Земная жизнь Богородицы
Теоретические занятия
1) Рождество Пресвятой Богородицы.
2) Введение во храм Пресвятой Девы Марии.
3) Детство Девы Марии и обручение Её старцу Иосифу.
4) Благовещение Пресвятой Богородице.
5) Рождество Христово и бегство в Египет.
6) Успение Пресвятой Богородицы.

Тема 5.2. Земная жизнь Иисуса Христа
Теоретические занятия
1) Рождество Христово.
2) Сретение Господне.
3) Детство Иисуса Христа.
4) Крещение Господне.
5) Иисус в пустыне. Выход на проповедь.
6) Преображение Господне.
7) Воскрешение Лазаря.
8) Вход Господень в Иерусалим.
9) Страстная седмица.
10) Распятие и погребение Спасителя.
11) Воскресение Господне. Пасха.
12) Вознесение Господне.

Тема 5.3. Судьба апостолов Христовых
Теоретические занятия
1) Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица).
2) Деяния апостолов.

РАЗДЕЛ 6. ВЕЛИКИЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Теоретические занятия
Тема 6.1. Сотворение мира.
Тема 6.2. Сотворение человека.
Тема 6.3. Изгнание из Рая.
Тема 6.4. Авель и Каин.
Тема 6.5. Всемирный потоп.
Тема 6.6. Вавилонское столпотворение.
Тема 6.7. История праведного Авраама.
Тема 6.8. История пророка Моисея.

РАЗДЕЛ 7. ТВОЁ ПРАВОСЛАВНОЕ ИМЯ

Теоретические занятия. История жизни святого, имя которого мы носим.
Тема 7.1. Что такое «именины». Имя и его символика.

РАЗДЕЛ 8. КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ
(СЛАВА ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ,
ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ СВЯТЫЕ, ЧТИМЫЕ ИКОНЫ)

Теоретические занятия. Знакомство с житием святого.
Тема 8.1. Великий князь Александр Невский.
Тема 8.2. Преподобный Сергий Радонежский. Просмотр DVD-фильма.
Тема 8.3. Первые русские святые – мученики князья Борис и Глеб.
Тема 8.4. Апостол Андрей Первозванный.
Тема 8.5. Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец. CD- постановка.
Тема 8.6. Святитель Спиридон Тримифунтский.
Тема 8.8. Преподобный Илия Муромец.
Тема 8.9. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Тема 8.10. Патриарх Ермоген.
Тема 8.11. Священномученик Игнатий Богоносец.
Тема 8.12. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славян.
Тема 8.13. Святые новомученики и исповедники Российские.

РАЗДЕЛ 9. ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
(ЗНАКОМСТВО С НАИБОЛЕЕ ПОЧИТАЕМЫМИ
ИКОНАМИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ)

Теоретические занятия
Тема 9.1. Владимирская икона.
Тема 9.2. Икона Покрова Божией Матери.
Тема 9.3. Иверская икона.
Тема 9.4. «Всех скорбящих радость».
Тема 9.5. «Скоропослушница».
Тема 9.6. «Знамение».
Тема 9.7. «Державная» икона.
Тема 9.8. «Споручница грешных».
Тема 9.9. «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Тема 9.10. «Нечаянная радость».

РАЗДЕЛ 10. СВЯТЫЕ СЕМЬИ

Теоретические занятия:
Тема 10.1. Семья – малая церковь.
Тема 10.2. Святые мученики Адриан и Наталия.
Тема 10.3. Святые праведные Иоаким и Анна.
Тема 10.4. Святые праведные Елизавета и Захария.
Тема 10.5. Святые преподобные Кирилл и Мария.
Тема 11.6. Святые Царственные Страстотерпцы.

Пояснительная записка

«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

Цель программы

Создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у ребёнка картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Длительность программы и возраст

Возраст: учащиеся младшего и среднего школьного возраста.

Срок освоения программы «Духовное краеведение» — 4 года.

Задачи программы

Обучающие:

1-й год обучения:

  1. Сформировать у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края.
  2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: семья, род, народ; главные православные праздники и традиции, связанные с их празднованием, — Рождество Христово, Пасха и др.; самые почитаемые русские святые (Смотреть содержание программы для 1 класса).

2-й год обучения:

  1. Закрепить и расширить знания, дающие учащимся представление о духовных и культурных традициях родного края, закрепить их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.
  2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: история родного города и края, святые места родной земли, наши прославленные земляки – святые подвижники родного края, календарь народных и православных праздников и т.д. (См. содержание программы для 2 класса).

3-й год обучения:

  1. Сформировать информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности.
  2. Обеспечить устойчивые знания по ряду тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры города Красногорска и края.

4-й год обучения:

  1. Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи и т.д.
  2. Сформировать умение осмысленно выражать аргументированное мнение по различным проблемам этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление и т.п.

Развивающие:

с 1-го по 4-й годы обучения:

  1. Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.
  2. Содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля.

«Духовное краеведение» — курс, построенный на интегративных, комплексных началах. Расположение материала курса учитывает ступенчатость, повторяемость процесса образования.
Программа направлена на реализацию основных направлений региональной образовательной политики. Она имеет культурологическую направленность, так как изучает специфику и сущность функционирования и развития нашей национальной культуры, определяет ее место и роль среди других социальных явлений. Кроме того, наш курс носит также ярко выраженный интеллектуально-познавательный характер.

Воспитательные:

1-й год обучения:

  1. Способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края.
  2. Способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.

2-й год обучения:

  1. Сформировaть у обучающихся представление об этических нормах духовности.
  2. Познакомить детей с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

3-й год обучения:

  1. Научить определять духовный смысл сущностей окружающего мира.
  2. Наполнить содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбы окружающих нас людей, наших ближних, судьбу общества и государства.

4-й год обучения:

  1. Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.
  2. Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.
  3. Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.

Ожидаемые результаты

В результате полного прохождения материала программы «Духовное краеведение» учащийся должен знать:

  • историю возникновения Красногорска;
  • жития прославленных святых Красногорской земли;
  • историю создания самых известных храмов Красногорска, а также знать события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены.

Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:

  • знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.);
  • знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и – Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);
  • историю всемирно известных русских святынь (таких, например, как Казанская икона Божией Матери, Иверская икона, Владимирская и др.).

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в храме;
  • провести в тот или иной храм города (рассказать, где он находится);
  • рассказать историю возникновения Красногорска, того или иного храма;
  • пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;
  • отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;
  • отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;
  • пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и города.

Литература для учащихся

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. – М., 1996. – 468 с.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. — М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. – 223 с.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. — Минск, 2005. — 527 с.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.- 768 с.
6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127 с.
7. В.А. Никифоров — Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия — ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. — М.: изд. «Белый город», 2004.
11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. — 421 с.
12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – СПб.: изд. «Шпиль», 2003.
13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», — М., 1993.
14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ». — Минск, 2005. – 159 с.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- Том 1, том 2: 368 с. с ил.
17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. — М.: Изд. «Белый город», 2004.
18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата. — Минск, 2006.
19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006, — 540 с.
20. Констанция Тарасар. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. В двух частях. Часть 1: — М.: издательство «ГОСПЕЛ ЛАЙТ», 1998, — 112 с., – Часть 2: СПб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 2000. – 112 с.
21. Непознанный мир веры. Издательство Сретенского монастыря. – М., 2007.
23. Популярная Библейская энциклопедия, ред. Т.Даули. Российское Библейское общество, 2006.
24. Православное детство. Сборник душеполезных рассказов. Составитель Александр Стрижёв. – М.: Издательство «Паломникъ», 2000. – 384 с.
25. Православные праздники. Изд. Белорусского Экзархата. – М.: АСТ. Минск. ХАРВЕСТ, 2006.
26. Православные праздники. Сост. Наталия Будур. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
27. Православные святыни. Н.А.Ионина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 544 с.
28. Праздники на Руси. Сост. Межиева М.В. Изд. «Белый город». – М., 2007.
29. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
30. Преподобный Сергий. Сост. Тростникова В.Е. Серия «Наши святые заступники». – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – 136 стр.
31. Пресвятая Богородица. Автор-составитель Наталия Будур. Москва, АСТ, АСТРЕЛЬ, 2004 – 315 с.
32. Профессор Констанция Тарасар. С нами Бог. Пособие для катехизации детей среднего школьного возраста. – Часть 1: М.: «ГОСПЕЛ ЛАЙТ». – 96 с. – Часть 2: СПб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 2000. – 96 стр.
33. Путешествуя с апостолами. Деяния Апостолов с комментариями. Российское Библейское общество, 2006.
34. Равноапостольная Нина. Брошюра для детей младшего и среднего школьного возраста. Автор текста Р. Балакшин. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2006. — 16 с. с ил.
35. Равноапостольная Ольга. Брошюра для детей младшего и среднего школьного возраста. Автор текста Р. Балакшин. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 12 с. с ил.
36. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Брошюра для детей младшего и среднего школьного возраста. Автор текста Р. Балакшин. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 12 с. с ил.
37. Русская иконопись. Домашний музей. Комплект репродукций древнерусских икон. — Изд. «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.
38. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
39. Сергий Радонежский. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница». — М., 1993.
40. Святая Ольга – Владимир святой: Сборник. Сост. Лисовой Н.Н., Поспелов М.Б. – М.: Новатор, 1996. – 400 с.
41. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата. — Минск, 2007.
42. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
43. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Завет. Сост. Протоиерей Александр Соколов. – М., 2003.
44. Судьба России в свете Православия. Книга для чтения при изучении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и воскресных школах. Митрополит Исидор (Кириченко). — М.: «Троицкое слово», 2007.
45. Твое православное имя. Автор-составитель Глаголева О. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.
49. Ушаков. Исторический роман. Сергей Махотин. Изд. «Белый город». — М., 2007.
50. «Цветы для Спасителя». Сборник рассказов. Составитель Б.А.Ганаго. – Минск: Белорусский Экзархат, 2005. – 240 с.
51. «Что из детства помогло мне стать верующим?» Воспоминания. Дневники. Наблюдения. – СПб.: Издательство «Новый город», 1998. — 320 стр.
52. Шедевры русской иконописи. Автор-составитель Адамчик М.В. – М.: АСТ. Минск. ХАРВЕСТ, 2006.
53. Юдин Г.Н. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
54. Юдин Г.Н. Тихий ангел пролетел. Христианские сказки и легенды. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 224 с. (Серия «Детские христианские чтения»).

Литература для педагога

1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. – М.: изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997. – 144 с.
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается». – М.: АО «Форма-Пресс», 1994. – 416 стр.
4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». — Минск, 2005. – 2620 с.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002. — 768 с.
6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. – М., 1996. – 468 с.
7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. — Минск, 2005. — 527 с.
8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. — М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. – 223 с.
9. Бородина А.В. Основы православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 286 с.
10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия — ЖЗЛ», 1997.
11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006. — 336 с.: ил.
12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127 с.
13. Герои русской истории: Альбом. — М.: изд-во «Белый город», 2007. – 431 с.
14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005. – по 96 с.
15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. — М.: изд. «Белый город», 2004.
16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. — 421 с.
17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М.: Изд. «Граница»1993.
19. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сборник 1 – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений, 2007.
20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001–2008 гг.
21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М.: «Славянский Дом», 2001год. – 120 стр.
22. Духовные посевы: Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. НООФ «Родное пепелище», с. Николо-Погост, 2005. – 592 с.
23. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада». – М., 2000.
24. «Жизнь по совести». Священник и педагог отвечают на вопросы современных школьников. Священник Тимофей, педагог Т. Берсенева. Издательство «Паломникъ». — М., 2001. – 208 с.
25. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
26. Загадка крещения Руси. Игорь Фроянов. – М.: Алгоритм, 2007. — 336 с. – (Серия «Древнейшая история Руси»).
27. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- Том 1, том 2: 368 с. с ил.
28. Иерусалим и его окрестности в старых фотографиях: Альбом. Автор-составитель Г.В.Длужневская. – СПб.: Лики России, 2007. — 88 стр.
29. Икона Божией Матери Казанская Вышенская. Повествование. Шацк, ООО «ШАЦК-ПРИНТ», 2008. – 56 стр.
30. Истоковедение. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Редактор И.А.Кузьмин. Том 7. – М.: «Истоки», 2005 – 320 с.
31. История религиозной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Бородина А.В. – М.: «Православная педагогика», 2004. – 62 с.
32. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2-го класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005. – 112 с.
33. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006, — 540 с.
34. Констанция Тарасар. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. В двух частях. Часть 1: Москва, издательство «ГОСПЕЛ ЛАЙТ», 1998, — 112 с., – Часть 2: СПб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 2000. – 112 с.
35. Лисичкин В.А. Земский путь святителя Луки. – М.: Издательство «Псалтирь», при участии Миссионерского Центра общинной педагогики «Спас», 2005.
36. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. В двух частях. Сост. Священник Сергий Коротких. Часть 1: 152 стр., часть 2: 184 стр. – М., 2003.
37. Мироведение. Комплекс методических разработок. Сурова Л.В. Издательство «Христианская жизнь». — Клин, 2004.
38. «Много гостинцев детям». Собрание стихов и рассказов. Международный Фонд славянской письменности и культуры. – СПб., 2002. – 160 с.
39. Непознанный мир веры. Издательство Сретенского монастыря. — М., 2007.
40. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. Янушкявичус Р.В., Янушкявичуне О.Л. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000 год.
41. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. Авторы-составители протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2006 — 98 с.
42. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. А.В.Бородина. – Издание 2-е. — М.: Изд-во «Основы православной культуры», 2007. – 68 с.: цветные ил.
43. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «Покров», 2003.
44. Православная культура. Концепции, учебные программы, библиография. Составитель Д.Е.Самогаев. – М.: «Покров», 2003.
45. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 2 год обучения. Шевченко Л.Л. — 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006. – 176с.
46. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3(4) годы обучения. Шевченко Л.Л. – 2-е издание. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006. 128 с.
47. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в двух книгах. Автор Шевченко Л.Л. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.
48. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 2-й год обучения: в двух книгах. Автор Шевченко Л.Л. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
49. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 3-й (4-й) годы обучения: в двух книгах. Автор Шевченко Л.Л. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005г.
50. Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. – Составитель Бычкова В.М. – М.: издательский дом «Покров», 2004.
51. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й год обучения. Изд. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – М., 2004. – 112 с. – ил.
52. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации», 2-й год обучения. Изд. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – М., 2004. – 120 с. – ил.
53. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации», 3(4) годы обучения. 2-е издание. — Изд. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – М., 2006. – 80 с.: цветные ил.
54. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Январь – декабрь. Издательский дом «Покров», 2004.
55. Православные праздники. Изд. Белорусского Экзархата. – М.: АСТ. Минск. ХАРВЕСТ, 2006.
56. Православные праздники. Сост. Наталия Будур. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
57. Православные святыни. Н.А.Ионина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 544 с.
58. Православный календарь для детей и родителей. Издательство «Паломникъ». – М. – Одесса, 2002. – 450 с. с ил.
59. Православный церковный Глинский календарь. 2006 год. ООО «САМШИТ-ИЗДАТ», 2005. – 336 стр. с ил.
60. Праздники на Руси. Сост. Межиева М.В. Изд. «Белый город». — М., 2007.
61. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
62. Преподобный Сергий. Сост. Тростникова В.Е. Серия «Наши святые заступники». – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – 136 стр.
63. Пресвятая Богородица. Автор-составитель Наталия Будур. – М.: АСТ, АСТРЕЛЬ, 2004 – 315 с.
64. Популярная Библейская энциклопедия, ред. Т.Даули. Российское Библейское общество, 2006.
65. Программа курса «Основы православной культуры» для православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. Протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичуне О.Л. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2006 – 64 с.
66. Профессор Констанция Тарасар. С нами Бог. Пособие для катехизации детей среднего школьного возраста. – Часть 1: Москва: «ГОСПЕЛ ЛАЙТ». – 96 с. – Часть 2: СПб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 2000. – 96 с.
67. Путешествуя с апостолами. Деяния Апостолов с комментариями. Российское Библейское общество, 2006.
68. Русская иконопись. Домашний музей. Комплект репродукций древнерусских икон. Изд. «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.
69. Русская православно-ориентированная школа. Традиции, настоящее и будущее. Составитель и научный редактор кандидат педагогических наук Иванова С.Ф. – М.: издательство «Паломник», 1999.
70. С.В.Молчанова. «И ангел занавес раздвинул». Пьесы для православного детского театра. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
71. Святая Ольга – Владимир святой: Сборник. Сост. Лисовой Н.Н., Поспелов М.Б. – М.: Новатор, 1996. – 400 с.
72. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата. — Минск, 2007.
73. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
74. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского. Ветхий и Новый Завет. Творческая мастерская-студия «Уходящие образы», при участии СП «АСК», «Международной киношколы», Рижского рекламно- издательского агентства Z-IDIA. — Рига, 1991.
75. Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепция развития, А.С.Шуринов. – М.: издательство ООО «ЛАВАТЕРА», 2006.
76. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
77. Сергий Радонежский. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница». – М., 1993.
78. Серия «Духовные истоки воспитания»: Православная культура в школе. Учебные программы. Редактор-составитель Кислицына Т.Г. Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. – М., 2003.
79. С.Е. Шамаева. «Хлеб наш насущный». Рассказы о жизни Иисуса Христа для чтения в семье и школе. – Воронеж: изд. ТОО «Левый берег», 1996. — 216 с.
80. Сретенский календарь-сборник. Издание Сретенского монастыря, 2000. – 480 с. с ил.
81. «С Рождеством Христовым!» Сборник святочных историй и повествований, сценариев, стихотворений, песен и колядок. Сост. Алексеева А.С. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1995.
82. С.Ф.Иванова. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. Издательство «Отчий дом». – М., 2004. – 392 с., ил.
83. Судьба России в свете Православия. Книга для чтения при изучении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и воскресных школах. Митрополит Исидор (Кириченко). — М.: «Троицкое слово», 2007.
84. Твое православное имя. Автор-составитель: Глаголева О. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.
85. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12-ти томах. – М.: «ТЕРРА», 1997.
86. Ушаков. Исторический роман. Сергей Махотин. Изд. «Белый город». — М., 2007.
87. Царица Небесная. Державная правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери Державная. Автор-составитель С.В.Фомин. – М.: Изд-во «НТЦ ФОРУМ», 2007. — 559 с.
88. Четыреста вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. Сост. протоиерей Максим Козлов. – М.: издание Сретенского монастыря, 2001. — 500 с.
89. Шедевры русской иконописи. Автор-составитель Адамчик М.В. – М.: АСТ. Минск. ХАРВЕСТ, 2006.
90. Шедевры русской живописи. Серия «Энциклопедия мирового искусства». Изд. «Белый город». — М., 2006.
91. Школьное богословие. Диакон Андрей Кураев. Издательство «СВЕТЛОЯР», С-Петербург, 2000. – 371 стр.
92. Юдин Г.Н. Тихий ангел пролетел. Христианские сказки и легенды. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 224 стр. (Серия «Детские христианские чтения»).
93. Юдин Г.Н. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
94. Юдин Г.Н. Основы православной веры для всей семьи. Серия «Божий мир» в 7-ми книгах. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.

Закрыть меню