Собор Красногорских новомучеников

Красногорские новомученики

Собор святых новомучеников Красногорских, пострадавших за веру в годы гонений, совершается ежегодно в среду Светлой седмицы.

Преподобномученица Елисавета

Великая княгиня Елизавета Феодоровна

1864 - 1918

   Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась в благочестивой семье от брака Великого Герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери Английской Королевы Виктории, 1 ноября 1864 года (20 октября ст. ст.). У герцогской четы было пятеро дочерей и два сына. Все дети воспитывались в традициях старой Англии. Их мать принцесса Алиса старалась привить детям качества, основанные на глубоких принципах христианства. Одежда и еда были простыми, дети выполняли домашнюю работу, убирали комнаты. Герцогская чета раздала большую часть своего состояния на благотворительные нужды. Ими были посещаемы госпиталя, приюты, дома для инвалидов, куда часто ходили и дети. Одним из главных качеств принцессы Эллы (так звали в детстве Великую Княгиню) была высокая религиозность и любовь к ближнему.

  Выйдя замуж за российского Великого Князя Сергея Александровича, (Великий Князь с 1891 г. занимал пост генерала — губернатора Москвы и погиб от рук террориста Каляева 4 февраля 1905г.), она всем сердцем приняла Россию, православную веру. Ее знал весь мир как великую женщину любви, принесшую на алтарь страждущего человечества не только честь и славу, все свое состояние, все часы своей жизни.

Память преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
совершается 5 / 18 июля

 Святая преподобномученица Елисавета ставила во главу своей жизни и всех дел любовь. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, служение страждущему человечеству привлекательным, прощение врагам возможным.
В 1891 году в Лазареву Субботу над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь через Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но уже не в честь католической святой Елизаветы Тюрингенской, а в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи. Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна и приняла мученическую смерть.

 Дела благотворительности были для нее настоящей жизненной потребностью. Учредителем и попечителем ряда благотворительных организаций и комитетов стала она в Санкт — Петербурге и Москве. Во время русско — японской войны Великая Княгиня Елизавета Феодоровна устроила в Московском кремле мастерские, где шили перевязочный материал, теплую одежду, собирали медикаменты, продовольствие для солдат, посылки с образками, снаряжали походные церкви. Было сформировано несколько санитарных поездов, открыт госпиталь в Москве, оказывалась помощь солдатским вдовам и сиротам.

  5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера — террориста Каляева погиб любимый супруг ее — Великий Князь Сергей Александрович. Каждый наслышан о великом мужестве Княгини, когда она своими руками собирала куски тела своего мужа. Позднее она нашла в себе силы, сняв траур, и надев то же самое голубое платье, что было на ней во время покушения, отправиться навестить умирающего кучера, 25 лет прослужившего Великому Князю.

  После смерти мужа Великую Княгиню Елизавету больше ничего не связывало со светской жизнью. Привитые ей с детства любовь и сострадание к ближним привели ее к созданию в Москве обители любви и милосердия во имя святых жен — мироносиц Марфы и Марии.

  Когда Великую Княгиню возводили в сан настоятельницы (в 1910 году) она сказала: «Я оставляю блестящий мир… Но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

  При Марфо-Мариинской обители была устроена больница, амбулатория, аптека, приют для девочек — сирот, воскресная школа, библиотека, столовая для бедных, два храма.

  Великая Княгиня Елисавета с 1910г. была настоятельницей созданной ею обители. Наряду с сестрами Вел. Княгиня сиделкой проводила бессонные ночи у постели тяжелобольных, ассистировала при операциях, посещала московские трущобы. Подвижническая жизнь и деятельность созданной ею обители снискала у русского народа уважение к этой светлой женщине, ее при жизни почитали святой.

  Гонимые в родной земле, не покинувшие своего Отечества, Романовы стали заложниками октябрьского политического переворота 1917г. и разразившейся в России гражданской войны. На третий день святой Пасхи 1918 года в день Иверской иконы Божьей Матери большевики арестовали Великую Княгиню Елизавету и увезли ее в г. Пермь. С ней разрешили ехать только двум сестрам — Варваре и Екатерине. Конвоиры обращались с ней грубо — с ней, такой милосердной к ближним! В Перми их поместили в женский монастырь. По дороге в Алапаевск они находились в Екатеринбурге несколько дней, но где именно, пока неизвестно.

  Весной 1918 года в Екатеринбург привезены и помещены были в грязной гостинице Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья Великого Князя Константина Константиновича, — Иоанн, Константин, Игорь и Князь Владимир Палей.

  20 мая Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и остальные узники были привезены в г. Алапаевск и помещены в Напольной школе на краю города. Сначала они пользовались относительной свободой, работали на школьном дворе, разбили огородик, посадили цветы, ходили в храм, гуляли в поле около школы; жили в большой дружбе и любви.

  Контроль за Романовыми проявляли члены большевистского Совета, чекисты, комиссары и красногвардейцы. С середины июня для узников ужесточился тюремный режим. В комнатах Князей проводили ночные обыски, изъяли личные вещи, оставив только смену белья, документы. У каждого из Князей при себе были нательные крестики, иконки, самое дорогое, что осталось при них, молитвословы, акафисты и еще фотографии, напоминавшие им о родных.

  Сестер Варвару и Екатерину перевезли в Екатеринбург и предложили идти на свободу, но сестры умоляли оставить их при Матушке. Келейница ее Варвара сказала, что готова даже дать подписку кровью, что желает разделить судьбу с Великой Княгиней. Она была отправлена обратно в Алапаевск.

   В ночь с 17 на 18 июля узников вывезли на конных повозках к заброшенной Нижне — Селимской шахте, что находилась в 12-ти верстах от города. Здесь было совершено убийство. Князья были сброшены живыми в шахту. Великий Князь Сергей Михайлович, оказавший сопротивление, был убит выстрелом из револьвера. Шахту забросали хворостом и гранатами. Скрыть злодеяние не удалось, по городу стали распространяться слухи, что Романовы убиты алапаевскими большевиками. По преданию один из крестьян, оказавшийся случайным свидетелем той страшной ночи, рассказывал, что Святая преподобномученица, стоя на краю шахты, повторяла слова Спасителя, молясь об убийцах: «Господи, прости, ибо не ведают, что творят».

   После взятия Алапаевска Сибирскими войсками Белой Армии 28 сентября, вскоре было обнаружено местонахождение шахты. 11 октября тела были подняты на поверхность и проведена медицинская экспертиза, установившая мученическую кончину Князей. Святая преподобномученица Елисавета упала на выступ 15-метровой глубины, сама сильно пострадавшая при падении, перевязала в темноте рану Князя Иоанна, употребив для этого свой апостольник (белый монашеский плат).

   Тела были перенесены в прикладбищенскую церковь св. вмц. Екатерины. Весь день 18 октября над телами мучеников служились панихиды, а вечером была отслужена заупокойная всенощная служба. На следующий день крестным ходом при стечении большого числа людей, священства, подняв гробы на раменах, тела понесли в Свято — Троицкий собор, где была отслужена заупокойная Литургия и отпевание.

  Распоряжение о месте погребения сделал адмирал А. В. Колчак. Под печальный перезвон колоколов, общенародное пение «Святый Боже» гробы мучеников перенесли в склеп, устроенный с южной стороны алтаря собора.

   14 июля 1919 г. при отступлении Белых частей, останки убиенных были вывезены в Сибирь. Разрешение на перевозку гробов получил игумен Серафим, друг и духовник Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Шесть тел были захоронены в апреле 1920 года под сенью храма преподобного Серафима Саровского при Русской Духовной миссии в Пекине.

   Тела же святых мучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были сопровождены далее во Святую Землю, Иерусалим и были упокоены в усыпальнице при храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

   Захоронения останков остальных мучеников оставались в Российской Духовной Миссии (ныне посольство РФ) до 1947 года. В 1947 году по указанию из Москвы они были преданы земле на православном кладбище близ городских ворот Аньдинмэнь. После 1988 года, когда кладбище было окончательно ликвидировано, на его территории был разбит парк, а на участке с захоронениями мучеников устроили поле для игры в гольф.

   В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику Святых Новомучеников Российских Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 18 июля (н. ст.).

Мученик матфей

(гусев)

1868 - 1938

  Мученик Матфей родился 9 августа 1868 года в селе Нахабино Павлов­ской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьяни­на Ивана Гусева. Матвей окончил сельскую школу и работал, пока не обзавел­ся своей семьей, в хозяйстве отца. Впоследствии он имел свое большое кре­стьянское хозяйство и поставлял овес и сено для постоялого двора. Матвей был прихожанином Покровского храма в родном селе и состоял членом цер­ковного совета, что при аресте в 1937 году послужило главным обвинением против него и доказательством его преступности; председатель и секретарь сельсовета написали о нем, что он «является ярым церковником и имеет связь с попами».
  В 1933 году Матвей Иванович был арестован за невыполнение сельско­хозяйственного задания, имущество его было конфисковано, а сам он приго­ворен к восьми годам заключения. После усиленных хлопот, приговор как не­правосудный был отменен, а Матвей Иванович после пятнадцати дней заклю­чения освобожден.
  Опрошенные в июле 1937 года свидетели показали, что Матвей Ивано­вич, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино храма, говорил, что если бы он был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а сейчас, хотя и хотят свя­щенник с церковной старостой что-то делать, да побаиваются. Свидетели так­же показали, что Матвей Иванович говорил будто бы, что советская власть никому не дает свободы, говорят о сталинской конституции, о свободе рели­гии, а сами церковь хотят закрыть.

Память мученика Матфея (Гусева) совершается
5 / 18 января,
в день Собора новомучеников и исповедников российских и в день Собора новомучеников Красногорских.

Священномученик Виктор

(Смирнов)

1875 – 1937

   Священномученик Виктор родился 20 октября 1875 года в селе Ильинское Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Смирнова. В 1891 году он окончил Звенигородское духовное училище, а в 1898 году — Вифанскую Духовную семинарию, по окончании которой поступил учителем в одну из церковно­приходских школ Можайского уезда Московской губернии.
  7 ноября 1902 года Виктор Павлович был рукоположен во священника в Ильинский храм в селе Сандыри Коломенского уезда. В апреле 1930 года отца Виктора перевели в храм в честь Рождества Христова погоста Хотяиново Коломенского района, а в марте 1934 года — в Троицкий храм селения Протопопове, вошедшего теперь в состав города Коломны.
   За многолетнее усердное служение отец Виктор в 1927 году был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден крестом с украшением, в 1936 году — палицей.
    В 1930 году за неуплату налога отец Виктор был приговорен к трем месяцам принудительных работ. 27 ноября 1937 года протоиерей Виктор Смирнов был арестован и заключен в одну из тюрем города Коломны.

Память священномученика Виктора (Смирнова) совершается
25 ноября / 8 декабря,
в день Собора новомучеников и исповедников российских и в день Собора новомучеников Красногорских.

Священномученик Павел

(Успенский)

1888 – 1938

   Священномученик Павел родился 23 мая 1888 года в селе Чернево Московского уезда Московской губернии. Отец его, священник Дмитрий Иванович Успенский служил в местной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Священником он был очень деятельным, его тщанием в 1890-х годах был построен новый Успенский храм.

Память священномученика Павла (Успенского) совершается
21 июня / 4 июля,
в день Собора новомучеников и исповедников российских и в день Собора новомучеников Красногорских.

   В 1904 году юный Павел окончил Перервинское Духовное училище, в 1911 году – Московскую Духовную семинарию. 15 декабря 1913 года Павел Дмитриевич Преосвященным Василием, епископом Можайским был рукоположен в дьяконы, а 20 декабря – в священники, после чего был назначен настоятелем Троицкой церкви, на место своего тестя.
  В 1930 году Троицкая церковь была закрыта. Церковное начальство направило его настоятелем в Воскресенскую церковь села Васильевское, где он прослужил до 1932 года. За 1932 год отец Павел лужил в храме села Чашниково, в Космо-Дамиановской церкви села Большего Мытищинского района, в церкви Живоначальной Троицы села Царицыно. С конца этого года и до середины 1936 года служил в Михаило-Архангельской церкви села Нехорошево Серпуховского района. С июля 1936 года он служил в храме Рождества Богородицы села Рудня Куровского района. Неизвестно, сколько времени прослужил он в этом храме, но к 1938 году он постоянно находился в селе Сафроново и, по словам местных жителей, служил либо в соседней Успенской церкви села Липитино, либо где пригласят.
   В 1938 году на отца Павла в Михневском отделе НКВД завели уголовное дело. 19 марта отец Павел был арестован. В его доме провели обыск, но ничего не обнаружили для изъятия, за исключением паспорта. Начинаются допросы. На допросах отец Павел держится очень мужественно, на все ложные обвинения отвечает одной фразой «виновным себя не признаю».
   В тот же день, 14 мая 1938 года, уполномоченный Каштанов, составил документ об окончании следствия и постановил следственное дело представить на рассмотрение Особого Совещания НКВД СССР. 7 июня 1938 года дело было рассмотрено Судебной тройкой при УНКВД. Тройка постановила: «Успенского Павла Дмитриевича расстрелять. Лично принадлежавшее имущество конфисковать». 4 июля 1938 года безвинный страдалец был казнён на Бутовском полигоне.
В 2000 году священномученик Павел Успенский был прославлен в Лике святых Новомучеников на Юбилейном Архиерейском Соборе.

Священномученик петр

(Голубев)

1880 – 1938

   Священномученик Петр (Петр Григорьевич Голубев) родился 12/25 января 1880 года в селе Коледино Подольского уезда Московской губернии. Уже через два дня после рождения младенец был крещен. Отец его Григорий Петрович Голубев служил псаломщиком в Троицкой церкви в том же селе.
  Он умер, когда мальчику было три года. После смерти отца до восьмилетнего возраста Петр проживал в родном селе с матерью Пелагией Евграфовной.
  В августе 1888 года Петр Голубев поступил в приготовительный класс Перервинского духовного училища, которое окончил в 1894 году.

Память священномученика Петра (Голубева) совершается
21 июля / 3 августа,
в день Собора новомучеников и исповедников российских и в день Собора новомучеников Красногорских.

 По свидетельствам его прихожан, отец Петр был очень добрым и приветливым человеком. Он часто помогал бедным и старикам, очень любил детей, которых всегда одаривал конфетами и подарками, особенно в праздники. Служил отец Петр очень благоговейно. По великим праздникам совершались Крестные ходы с несколькими остановками в селе. Во время остановок читалось Евангелие, батюшка кропил людей святой водой. Потом Крестный ход отправлялся на кладбище, где служилась лития по усопшим. После этого батюшка служил молебны по домам, в которые его приглашали прихожане.
   Формальная причина для взятия батюшки под стражу выглядела в духе того времени вполне стандартно. В «Постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения» говорилось:
   «Достаточно изобличается в том, что систематически среди окружающего населения проводит злостную антисоветскую агитацию, высказывает сожаление о врагах народа».
  16 июля 1938 года состоялось заседание судебной “тройки” при Управлении НКВД СССР по Московской области, на котором было рассмотрено следственное дело Голубева П.Г. «Тройка» постановила: «Голубева Петра Григорьевича расстрелять. Лично принадлежащее имущество конфисковать».
  3 августа 1938 года приговор был приведен в исполнение — отца Петра расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой.
Место погребения неизвестно.

Священномученик Сергий

(Голощапов)

1882 – 1937

Память священномученика Сергия (Голощапова) совершается
7 / 20 декабря,
в день Собора новомучеников и исповедников российских и в день Собора новомучеников Красногорских.

   Священномученик Сергий родился в 1882 году в деревне Баньки (сегодняшняя территория нашего города Красногорска). Отличавшийся с детства трепетным отношением к православной вере, Сергей закончил Заиконоспасское духовное училище, потом Московскую духовную семинарию. Во время учебы в семинарии ему довелось познакомиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским и прислуживать ему в алтаре. По окончании семинарии будущий священномученик был принят в Московскую духовную академию. После защиты кандидатской диссертации он стал преподавать в семинарии. После революции 1917 года семинария была закрыта.
   Окружающие страдания, гонения на Русскую Православную Церковь, любовь к Отечеству привели его к решению принять сан священника. В феврале 1920 года Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона, а в мае того же года — в сан священника и назначен настоятелем храма святителя Николая в Покровском. В 1921 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея, а в 1926 году назначен настоятелем в храм Святой Троицы в Никитниках в центре Москвы.
    В конце двадцатых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную церковь. 30 сентября 1929 года Троицкий храм был закрыт, а 28 октября его настоятель протоиерей Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 20 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. Летом 1931 года протоиерей Сергий был выслан из Соловков в город Мезень Архангельской области. Тогда же в Москве была арестована его жена, которая также была сослана в Мезень.
    Летом 1934 года срок ссылки окончился. Супруги переехали в Можайск. В крохотной комнатке, которую супруги снимали в Можайске, отец Сергий устроил маленький алтарь и здесь совершал утренние и вечерние службы, горячо молясь за всех страждущих и гонимых христиан. Здесь за совершением всенощного бдения он и был арестован в декабре 1937 года. 16 декабря тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Сергий Голощапов был расстрелян 19 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Закрыть меню