Знаменский храм

в городе Красногорск

История

Пустошь Губайлово, где в последствии был построен Знаменский храм, впервые упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале XVII в.Тогда эти земли получил боярин Семён Васильевич Волынский от царя Михаила Романова. Род Семена Волынского восходит к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынцу (соратнику Святого благоверного князя Димитрия Донского). Затем земли перешли во владение к его племяннику Ивану Фёдоровичу Волынскому. Иван Федорович и построил в 1683 году скромную церковь с небольшой трапезной и колокольней в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была исполнена в ярусной композиции «восмерик на четверике», которая получила в дальнейшем широкое распространение, а для того времени она была редкостью.

Потомок Волынского Долгоруков-Крымский Василий Михайлович, видный военный деятель Екатерининской эпохи и губернатор Москвы, построил вокруг храма усадьбу Знаменское - Губайлово, а в 1771 году перестроил Знаменскую церковь. Автором усадебных построек XVIII века классического образца провинциальной усадьбы, возможно, был один из московских зодчих, так как дом в Знаменском - Губайлове, в определённой степени повторял столичный особняк князя В.М.Долгорукова-Крымского на Большой Дмитровке, ныне известного как Дом Союзов с известным Колонным залом. Храм был освящён в 1773 году. Сохранилось описание Знаменского храма: «Он был мал. По своей форме был устроен в виде креста. Средняя часть храма представляла собой высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою гранёною луковичной главой с узенькой шейкой». Знаменская церковь выделялась среди группы храмовых зданий ярусного типа строгостью композиции и подчёркнутым вертикализмом, что было навеяно, очевидно, деревянным зодчеством древней Руси.

В храме не было традиционного иконостаса. Иконы стояли в арках, выложенных из камня. В 1826 году в храме установлены два барельефа, привезённые В. М. Долгоруковым из Кафы (Феодосия) в 1771 году: барельеф «Святой Георгий» и «Мария Магдалина в окружении двух ангелов». После того, как на месте разобранной в начале XX века церкви была воздвигнута новая, барельефы были перенесены в контору владельца Знаменской мануфактуры А.Я.Полякова, который передал их в Императорский Российский исторический музей. После смерти В.М.Долгорукова-Крымского усадьба перешла его сыну Василию Васильевичу Долгорукову (1752-1812 гг.), затем супруге сына - Екатерине Федоровне, урожденной Барятинской.

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагался полевой госпиталь русской армии для раненых офицеров. Скончавшихся от ран, хоронили в ограде Знаменского храма. Постепенно образовался воинский некрополь с фамильными склепами, надгробиями, памятниками.

В 1885 году новый владелец усадьбы купец А.Я. Поляков, успешно развивавший фабричное строительство и мануфактурное производство в окрестностях Знаменского-Губайлова, начал заниматься благотворительностью. При А.Я. Полякове Знаменское-Губайлово было реконструировано. В 1905 году с разрешения священноначалия был перестроен в псевдорусском стиле усадебный храм. В 1907 году А.Я. Поляков умер и его сын Сергей Поляков построил над могилой часовню по проекту И.Е. Бондаренко, увековечив тем самым память отца. В 30-е годы XX века храм был закрыт. Разрушены были восьмерик, колокольня, каменная ограда, внутреннее убранство храма утрачено, был осквернён и разрушен некрополь. В храме было общежитие рабочих Павшинского завода, различные учреждения, последним «хозяином» помещения было Красногорское бюро путешествий и экскурсий.

В октябре 1993 года в Знаменском храме возобновились богослужения. Молились каждую неделю в часовне, так как было много проблем с возвращением здания Знаменского храма. Во время богослужений люди стояли на улице: часовня не могла вместить всех. Зимой 1994 года богослужения стали совершаться в Знаменском храме. В храме начались восстановительные работы при поддержке благотворителей. Были восстановлены восьмерик храма и колокольня, установлена надвратная икона «Знамение», выполненная в технике энкаустики (техника энкаустики - живопись расплавленными восковыми красками, была разработана в Древней Греции в V веке до н.э.)